В Протвинском Историко-краеведческом музее хранятся письма с фронтов Великой Отечественной войны. На старой бумаге выцвели чернила, поблекла типографская краска. Обожженные, надорванные, полуистлевшие, они трогают до глубины души. У каждого треугольника своя история.
В городском музее хранится несколько писем Бочарникова Алексея Захаровича, переданные его дочерью Куликовой Раисой Алексеевной:
Письмо от 24 августа 1941 года.
"Здравствуй, дорогая семья, Мусинька, Томочка и маленький цыпленочек Раечка. Первым долгом моего письма я должен сообщить о том, что я пока жив и здоров. Того и вам желаю и посылаю вам свой горячий привет с несчетным поцелуем. А теперь я вам сообщаю, мы приехали в город Ряжск и двигаемся дальше. Мусичка, мы проезжаем очень красивые поля, леса, и хороший урожай хлеба. Хлеба много еще на корню и есть даже еще зеленое. В общем страна наша очень богатая, есть что защищать. Мусинька, мы уже сейчас находимся в военной зоне и думаем, что скоро придется столкнуться с врагом. Мусинька, так я скучаю, что не знаю, как выразить мне. Так жалко эти два года, я ведь был дома, как в гостях, и не пришлось пожить со своей родной семьей, а теперь и вовсе неизвестно, когда я с вами встречусь, залетел далеко, и командировка неограниченная. Ну ничего, лишь бы остаться живым, а трудности переживем. Вот кончится война, и жить будем, но не будем же мы фашистскими рабами! Мусинька, я на фотокарточку на день десять раз заглядываю, и мне кажется, что я с вами вместе. Ну, пока до свидания, целую, милые мои голубяточки. Ваш папочка Бочарников"
Письмо от 29 августа 1941 года
"Привет из Ленинградской Области от А.З. Бочарникова. Здравствуй, дорогая семья, Муся, Тома и Раечка. Сообщаю вам, что я пока жив, здоров, того и вам желаю. Находимся больше в лесах, определенного места нахождения пока нет. Ну и пока до свидания. Живем очень хорошо. Все, целую вас крепко, ваш папа Бочарников".
Письмо - похоронка
"Здравствуйте, уважаемая, родная Бочарникова Мария Степановна! Мы обращаемся к вам, к жене героя Бочарникова Алексея Захаровича. С этим письмом и как его боевые друзья хотим Вам, дорогая Мария Степановна, рассказать о героическом подвиге Вашего мужа во имя нашей Родины, во имя счастья советского народа. Он шел в бой с кровавым фашизмом, как подобает воину доблестной Красной Армии, мужественно и стойко. Ваш муж, дорогая Мария Степановна, стал нашим другом боевым, нашим братом, и мы в праве Вас называть женой героя. Мы знаем, как тяжело Вам узнать, что Ваш муж герой пал смертью храбрых в Великой Отечественной войне против германского фашизма. Верьте, Мария Степановна, что за кровь Вашего мужа, за кровь нашего боевого друга, мы отомстим в сто крат. И памятником Сталинскому гвардейцу Бочарникову Алексею Захаровичу будет наша победа над фашистскими грабителями. Мы идем в бой, помня о героях, воодушевленные подвигом таких людей, как Ваш Муж. Вместе с Вами мы переживаем тяжелую утрату. Мы похоронили гвардейца Бочарникова Алексея Захаровича с воинскими почестями и еще раз поклялись мужественно, героически биться за наше общее счастье. Военком отдельной минометной дивизии, Батальонный комиссар Клыков"
Почта в военное время
Во время войны в стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи. Почтовые вагоны “цепляли” ко всем поездам, даже к военным эшелонам.
Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось ему побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.
Не легче было работать почтальоном и в тылу. Валентину Меркулову “определили” в почтальоны, когда она училась в 4-м классе. До обеда она училась в школе, а после занятий разносила письма. Из поселка Булгаковский, что в Орловской области, где она жила с больной матерью, эта девчушка отправлялась с письмами по близлежащим деревням каждый день, в любую погоду. Позднее Валентина, вспоминая военное время, поделилась впечатлениями в местной газете: "Теплой одежды у меня не было, но мама раздобыла у кого-то из соседей фуфайку и резиновые калоши. Так я и ходила". Уже тогда юной Валентине пришлось столкнуться и с горем, и с радостью. Некоторые письма люди читали всей деревней или селом. Каждого интересовали вести с фронта. Но немало было и похоронок. Не обошла беда и их семью. Мать Валентины потеряла на войне двух братьев. Валин отец умер позже, когда пришел с фронта.
По материалам Историко-краеведческого музея Протвино