Питающее Москву-реку Иваньковское водохранилище, расположенное в Тверской области, сильно загрязнено, в том числе из-за коттеджного строительства на его берегах, заявил директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.
"Качество воды в Иваньковском водохранилище страдает по разным причинам. И первая из них это, конечно, неудовлетворительное состояние водоохранной зоны. Там массовое коттеджное строительство, причем не только на берегах самого водохранилища, но и много чего делается на берегах притоков Волги, впадающих в водные объекты, которые именуются Иваньковским водохранилищем", — сказал ученый в ходе круглого стола в РИА Новости.
При этом, как отметил ученый, поскольку водохранилище находится в Тверской области, то обеспечение качества воды в нем не входит в компетенцию столичных органов власти.
"Это проблема не Тверской области, как нам иногда мотивируют отказ в рассмотрении наших обращений. Это проблема и Москвы, и Московской области тоже, после того как по каналу имени Москвы вода подается в город и попадает в Москву-реку. Так что заниматься качеством воды в Иваньковском водохранилище абсолютно необходимо", — добавил ученый.
Ранее главный научный сотрудник Института водных проблем РАН Григорий Баренбойм заявил, что в Иваньковском водохранилище ученые обнаружили 122 токсичных ксенобиотика (чужеродные вещества — ред.), на которые нет никаких ПДК (предельно допустимых концентраций).
Предельно допустимые концентрации для лекарств и других мало изученных токсических веществ, которыми загрязнены водохранилища Подмосковья, будут разработаны учеными примерно через пять лет, заявил РИА Новости директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.
Ранее ученые Института водных проблем РАН обнаружили в Иваньковском водохранилище 122 токсичных ксенобиотика (чужеродных вещества), на которые нет никаких ПДК. Кроме того, в водохранилищах нашли загрязнение на наноуровне лекарствами, антибиотиками и гормонами.
"Мы обнаружили загрязняющие вещества, но относительно воздействия мы, конечно, знаем мало. Мы прекрасно понимаем, что это может быть опасным, но насколько и где та самая грань для концентрации, за которой наступает реальная опасность, на эти вопросы пока ответить не можем. Их еще и огромное количество — этих ксенобиотиков, и гормонов, и антибиотиков. Мы будем продолжать этим заниматься, и водоканал в этом деле прекрасно нам помогает, он сам заинтересован в этом, и я думаю, что лет через пять мы придем к вполне конкретным числам. Это будут предельно допустимые концентрации", — сказал Данилов-Данильян.
В свою очередь заведующий лабораторией Института водных проблем РАН Евгений Венецианов на пресс-конференции в РИА Новости сказал, что количество новых загрязняющих веществ очень резко выросло за последние 20-30 лет.
"Некоторые из них вообще не анализируются, ни в России, ни в Москве, я говорю о ксенобиотиках, лекарственных препаратах <…>. Во многих развитых странах ксенобиотики и, в частности, лекарственные препараты стали объектом отдельного обязательного мониторинга. Мы этим не занимаемся. А ситуация заключается в том, что, к сожалению, они плохо очищаются, как при подготовке питьевой воды, так и при сбросе сточных вод. Просто технологии не предназначены для этих веществ. Надо внедрять новые, более современные технологии и я хочу сказать, что Мосводоканал как раз здесь проявляет большую активность", — заключил ученый.
Москву-реку следует полностью оградить от промышленных сбросов, обязав предприятия использовать замкнутый водооборот. Такое мнение сегодня в ходе "круглого стола" выразил зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин /ЛДПР/.
Как сообщила замглавы столичного комитета природопользования Евгения Семутникова, на северном участке реки вода соответствует всем нормативам и даже пригодна для купания. "Мы же вам даем хорошую воду на севере? Вот хотелось бы получить такую же на выходе", - заметил в свою очередь Шингаркин, уточнив, что сам проживает в Подмосковье.
"Мне кажется, что сегодня в городе с населением 10 млн человек, в столице крупнейшего государства мира можно было бы для промышленных предприятий ввести замкнутый водооборот", - продолжил депутат, уточнив, что исключение необходимо будет сделать для Ульяновских очистных сооружений. Замглавы комитета призвал власти столицы стремиться к тому, чтобы в Москву-реку не попадали даже нормативные сбросы. "Это задача для правительства Москвы - побудить промышленные предприятия к созданию замкнутого водооборота", - резюмировал он. Парламентарий указал и на то, что количество сброшенных нефтепродуктов у Московского нефтеперерабатывающего завода "никогда не соответствовало никакому нормативу".
Что касается купания в Москве-реке, то Шингаркин призвал вообще отказаться от него, "чтобы не оказывать негативного воздействия". "Купаться надо в ванной", - заключил депутат.
В экспертном сообществе призвали не спешить с тем, чтобы обязывать предприятия вводить такие системы. "В принципе, нет ничего плохо, что маленькие предприятия делают сбросы, с этим приходится мириться", - заметил в свою очередь член-корреспондент РАН, директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, добавив, что контроль за этим со стороны властей тем не менее необходим.