Москва | Новости | Большой театр представляет: опера Чайковского "Пиковая дама" в постановке Римаса Туминаса
MosDay.ru - Московский День
 MosDay.ru:  Новости · Фото · Камеры · Гид · Карты · Инфо · Форум 
МОСКВА / НОВОСТИ / 2018 / 02 / 18 / БОЛЬШОЙ ТЕАТР ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ОПЕРА ЧАЙКОВСКОГО "ПИКОВАЯ ДАМА" В ПОСТАНОВКЕ РИМАСА ТУМИНАСА





 Новости
 страницы:
   1   2   3   4   5 
 лента за сегодня
 топ - главное
   Ночь в Театре
   Час Земли
 теги / темы
   ГИБДД
   ДТП
   Дети
   Дороги
   ЖКХ
   Закрытие метро
   Зарплаты
   История
   Камеры
   Коронавирус
   Метро
   Мотоциклы
   Моя Улица
   Новая Москва
   Парковки
   Перекрытия
   Платная парковка
   Погода
   Пожары
   Полиция
   Преступность
   Приезжие
   Происшествия
   Снос домов
   Транспорт
   Школа
   Экология
   Электробусы
   все темы...
 Случилось в метро
 картина дня
 анонсы
 события
 архив

 Фотографии

 Web-камеры

 Справочник

 Афиша

 Карты

 Адреса

 Информация

 Форум

Ночь в Театре
 сегодня 

Час Земли
 сегодня 







Большой театр представляет: опера Чайковского "Пиковая дама" в постановке Римаса Туминаса

12:18 18.02.2018 - Первый канал   ВИДЕО 

В Большом театре - самая ожидаемая премьера сезона. Оперу Пиковая дама поставил прославленный театральный режиссер Римас Туминас. Главную партию исполняет Юсиф Эйвазов, тенор с мировым именем. В декабре именно он был удостоен чести открывать сезон в миланском Ла Скала. К постановке в Большом он готовился с особым трепетом.

Мистика, которая уже второе столетие не дает покоя великим гениям. Самая загадочная опера Чайковского - снова на исторической сцене Большого театра. На этот раз свою версию Пиковой дамы представит художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас.

К самой ожидаемой премьере сезона артисты готовились день и ночь - изнурительные репетиции продолжались по восемь часов. Пока звезда мировой сцены Юсиф Эйвазов вместе с оркестром доводит до блеска каждую ноту, на сцене Римас Туминас как всегда требователен к деталям. Так бывает, когда за оперу берется драматический режиссер.

Пиковую даму нужно не только петь, а еще нужно играть, здесь нужны очень сильные мощные качества актера. Потому что просто спеть Пиковую даму - она не будет иметь того градуса и того накала, который задумывал композитор. Композитор писал это на определенные голоса", - уверен главный дирижер, музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев.

Как известно, либретто оперы отличается от оригинальной повести главным образом характерами героев. Пушкин писал о пороках высшего света, его Германн зачастую расчетлив и хладнокровен, совсем иначе у Чайковского. "Владеть собой не в силах больше" - Германна сводят с ума любовь и страсть.

"Мы же певцы, мы через голос пропускаем в основном это все... Он в чем-то категоричен, но у него есть потрясающие моменты его слабости, простой человеческой слабости, его страхов, его переживаний. Потому что это все есть в музыке, и мы не можем это игнорировать", - говорит исполнитель партии Германна Юсиф Эйвазов.

XIX век, роскошные наряды и минимум декораций. Погружая зрителей в таинственную атмосферу Пиковой дамы, Римас Туминас намеренно отказывается от экспериментов и не ищет новых решений. Режиссер здесь лишь проводник. Все остальное расскажет музыка.

"Кто ненормальный, кто сумасшедший?.. Может, мы сумасшедшие? А он одержим идеей познать не только три карты, познать тайну мира, это у него глобальная страсть. А другие не хотят даже трех карт угадать или познать мир, живут, сжигая дни, свою жизнь безответственно, а он рожден открывать, рожден достигать, постигать истину", - говорит режиссер.

теги:  Культура

ПРОСМОТРОВ: 719

Чем удивила "Пиковая дама" в постановке Римаса Туминаса

15:10 18.02.2018 - Российская Газета

Нынешняя Пиковая дама Чайковского - третий по счету спектакль на оперной сцене не только для самого Туминаса, но и третья премьера Пиковой в афише Большого театра за последние десять лет. С того момента, как легендарный спектакль-долгожитель Леонида Баратова, возобновленный Борисом Покровским и продержавшийся на сцене 59 (!) лет (до самого закрытия исторического здания на реконструкцию), выпал из афиши Большого театра, поиск режиссеров для постановки хрестоматийной партитуры Чайковского в театре не прекращается. Причем все спектакли последнего десятилетия были связаны с драматическими именами: Валерий Фокин, Лев Додин, Римас Туминас. В отличие от своих коллег Туминас решил намеренно дистанцироваться от индивидуального режиссерского взгляда на партитуру Чайковского: "Никакой концепции, никакой трактовки, никакого решения здесь нет. Вы ничего не увидите в этой опере".

Так и случилось. И если бы не твердый тандем Туминаса со сценографом Адомасом Яцовскисом и хореографом Анджеликой Холиной, уже выработавшими общие черты сценического стиля, опознать, кто является автором спектакля в Большом, было бы затруднительно.

Сценическая среда новой Пиковой дамы - минималистская, точнее даже - формальная: безликая серая стена с одной стороны, колоннада собора - с другой, пустые постаменты, столы, стулья. Эти детали могут обозначать любой сюжет, любое время, любое место, не говоря конкретно ни о чем. Настройку на XIX век сделала художник по костюмам Мария Данилова: цилиндры, в которых появлялись на сцене даже дети, мужские жилеты, трости, пальто, женские платья - по моде пушкинских времен, но однообразных фасонов и тонов, сливавших персонажей в безликую серую массу на сцене. Мир серых людей. В теософии цвета серый означает зло (вспоминается серый черт Мережковского).

В самом начале спектакля эта серая масса мужчин и женщин растекалась кругами по сцене - к слову, одна из немногих туминасовских метафор: морок, образ призрачного Петербурга, человеческая память, выбрасывающая из людской воронки персонажей на сцену. Другая его метафора - огромное нависающее зеркало у задника, в котором отражалась белая скатерть накрытого в сцене бала стола, напоминавшая саван - образ смерти.

Между тем, знаками и метафорами Туминас спектакль не перегружал.

Блеклая сценическая картинка на протяжении спектакля не менялась, и навигатором для зрителя оставалась музыка и актерские работы, которым Туминас обеспечил "крупный план". Однако результат этой инициативы оказался почти концертным: певцы группировались у рампы, пели, как в филармонии, лицом в зал, и даже в своем экстазе "Красавица! Богиня! Ангел!" лирически страстный Герман Юсифа Эйвазова отворачивался от Лизы к публике. В зал были направлены и замечательно спетая Игорем Головатенко ария Елецкого "Я вас люблю", и ариозо Германа "Прости, небесное созданье", и его же "Если когда-нибудь знали вы чувство любви", обращенное у Чайковского к Графине. Певцам в таких условиях было комфортно, но живой энергии спектаклю явно не хватало.

Мизансцены солистов строились, по сути, в шаблоне, зато массовые сцены - с графической ясностью линий. Подруги Лизы в одинаковых, как в интернате, серых платьях двигались с синхронными движениями вокруг рояля, рождая зыбкие ассоциации с воздушными женскими образами мусатовской живописи. В пасторали на балу костюмированные под персонажей бродячей итальянской труппы (привет из Пиковой дамы Александра Тителя) артисты включились в сложносочиненную массовую сцену с участием чуть ли не двух сотен артистов миманса и хора, виртуозно двигавшихся потоками в разных направлениях. В пасторали очаровала свежим, сочным звучанием сопрано Альбина Латипова - пастушка Прилепа.

Между тем, Туминас не стал внедряться не только в смысловые объемы оперы Чайковского, но и в мистику Пиковой дамы. Здесь нет мистики карт. Игроки вокруг стола швыряют купюры под бодрые слова Игрецкой. Графиня у Туминаса - не зловещая старуха, а прозаичная, крепкая, хозяйка-салтычиха (Лариса Дядькова), которая банально умирает от сердечного приступа перед размахивающим пистолетом Германом. Когда она появляется из глубины сцены уже после смерти, то выглядит не ужасающим призраком с жутким, мертвенным голосом, придающим этой опере страшное напряжение триллера, а той же самой прозаической старухой-салтычихой в исподнем, ординарно перечисляющей Герману масти карт.

Между тем, мистика, эмоциональный надрыв и лихорадочное напряжение оперы, написанной Чайковским в безумном темпе - за 44 дня, оказались в зоне ответственности оркестра и исполнителей.

Музрук постановки Туган Сохиев в первую очередь продемонстрировал в этой партитуре свои фирменные черты: прозрачность и ясность оркестровой ткани, аккуратная динамика, спокойный темповый режим, красивое благородное звучание оркестра. Но для энергетики Пиковой дамы этих качеств было явно недостаточно: не хватило более резких артикуляций, темпы казались слишком растянутыми, на премьере не всегда идеальной была координация оркестра и хора. Вокально спектакль пока также не набрал своей формы: Герман у Эйвазова - дебют в русском репертуаре, звучащий еще наощупь, без той абсолютной свободы, которая придает его голосу красивую лирическую энергию, способную завораживать не меньше, что было ясно уже и на премьерном спектакле, чем требуемые драматические краски в партии Германа. Ярко прозвучала Лиза у Анны Нечаевой - полновесным красивым звуком, не потерявшим своих качеств даже в сложнейшей сцене у Канавки, и в точном соответствии с заданным Туминасом образом Лизы, которая фактически сама вовлекла Германа в роковой круг.

Увы, новых смыслов и откровений Пиковая дама Туминаса не принесла, многих разочаровала. Но поклонников у спектакля будет не меньше, чем скептиков, поскольку мудрость Туминаса состояла в том, чтобы отступить перед Чайковским и создать обыкновенный спектакль.

теги:  Культура  Реконструкции





горячие темы 
Сервисы доставки еды: какой выбрать?

Химчистка самообслуживания

История: Смоленский бульвар, дом 2 корпус 1

История: Шаболовка улица

История: Казенный Большой переулок, дом 9

Новость дня

Новый Год 2023


 ГЛАВНАЯ · НОВОСТИ · ФОТО · КАМЕРЫ · ГИД · КАРТЫ · АДРЕСА · ИНФО · ФОРУМ