В рамках акции "Ночь в музее" появился в столице армейский полевой лагерь. Расположился бивак в музее-заповеднике “Царицыно”, где в пятницу прошла масштабная историческая реконструкция по мотивам событий 1812 года. Зрителей, как водится, было в разы больше, чем участников, и каждый хотел сфотографироваться с гусаром или гренадером.
Но не каждому известно, что есть в Москве люди, которые по праву рождения к той войне имеют отношение гораздо более близкое, чем ряженые гвардейцы. Они - потомки Ушакова и Кутузова - уже 2 века хранят семейные реликвии и стараются соответствовать великим прадедам. В гости к наследникам полководцев отправилась Юлия Богоманшина.
Он давно живет в параллельном мире - там запах пороха и дыма, артиллерийские залпы и крики раненых, там снова и снова идут в атаку, чтобы отбить у французов Багратионовы флеши.
Виссарион Алявдин, председатель Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года: - Это было страшное сражение. Мой прапрапрадед Иван Михайлович Ушаков в тот момент был командиром пехотного Черниговского полка.
Фигура героического предка заинтриговала Виссариона Алявдина еще в детстве. В семье из поколения в поколение передавали реликвии.
Виссарион Алявдин, председатель Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года: - Это подзорная труба, которая была у него на Бородинском поле. Она простенькая, компактная, для пехотного генерала.
Но сведений о генерале Ушакове в семье было мало. И Виссарион стал искать информацию в архивах. В Историческом музее обнаружил литографию - единственное изображение генерала.
Виссарион Алявдин, председатель Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года: - Тут видны характерные черты лица наши родовые - крупные носы, довольно высокий лоб.
Узнал и подробности участия прапрапрадеда в Бородинском сражении и полученного тогда тяжелейшего ранения.
Виссарион Алявдин, председатель Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года: - Он был очень сильно ранен в ногу ядром и потерял ее. Ему ампутировали через некоторое время ниже колена. Так он и остался фактически инвалидом. Он был ранен в челюсть пулей.
И несмотря на это, Ушаков нагнал русскую армию в Европе, возглавил свой полк и участвовал во взятии Парижа!
Виссарион Алявдин признается: образ предка будто сопровождает его всю жизнь. Режиссер-документалист, он снял не один фильм о войне 1812 года, сейчас возглавляет Общество потомков. Говорит: даже в личной жизни не обошлось без влияния прадеда - будущую жену встретил в Бородинской панораме, она работала там научным сотрудником.
Виссарион Алявдин, председатель Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года: - Это вообще странно, какая-то мистическая в этом есть черта. Можно сказать, что он создал и мою семью в каком-то смысле.
Фельдмаршал Кутузов, может, и не оказал такого мистического воздействия на жизнь своей праправнучки Киры, однако выбор ею профессии точно предопределил.
Кира Хитрово-Кромская, праправнучка М. Кутузова: - Я думала: мой прадед - дипломат, стратег хороший. И я не должна лицом в грязь упасть! И я доказала, что я могу все-таки быть принятой в МГИМО.
О походах ее знаменитого прапрадеда расскажет даже школьник. Но мало кто знает: фельдмаршал был нежным мужем и отцом. Его семья - красавица-жена и 5 дочерей. Несмотря на вечные разъезды, он был в курсе их дел и постоянно писал.
Из письма Кутузова дочери Лизе, 1807 год: "Ты хорошо делаешь, Лизонька, что рассказываешь мне о своих делах: никто на свете не любит тебя больше моего…"
Кира Хитрово-Кромская, праправнучка М. Кутузова: - Очень добрые слова. Как будто они совсем маленькие еще. Меня поразило, как он к ним обращался.
Веточка рода Киры Михайловны тянется от второй дочери Кутузова - Анны. В семье о знаменитом предке знали всегда, но родство, как и дворянское происхождение, не афишировали - в Советском Союзе это было опасно. В 1938 году отец Киры Михайловны - профессор музыки, окончивший Миланскую консерваторию - был расстрелян. Отношение власти к потомкам фельдмаршала изменилось лишь к 150-летнему юбилею победы в войне 1812 года. Тогда их стали приглашать на все официальные мероприятия. Впрочем, одна из самых знаковых встреч состоялась у Киры Михайловны 3 года назад.
Кира Хитрово-Кромская, праправнучка М. Кутузова: - Ко мне приезжал Наполеон Бонапарт. И он считает до сих пор, что они выиграли войну, сколько я ему не говорила! Но потом он все-таки ушел с тем, что я его убедила, что мы победили. Тогда Москва была временно сдана, а потом же мы их прогнали совсем с Руси!
На ту встречу с потомком брата императора Бонапарта организаторы принесли торт “Наполеон”. Француз оценил шутку, но не вкус. У Киры Михайловны, впрочем, для гостей есть свой вариант - торт “Кутузов” по старинному семейному рецепту.
Кира Хитрово-Кромская, праправнучка М. Кутузова: - Он очень трудоемкий!
Потомки участников случившейся 200 лет назад войны сейчас тоже вместе. Занимаются научными исследованиями - и своего рода, и эпизодами кампании 1812 года, защищают уже в интеллектуальных боях честь своих предков.
Виссарион Алявдин, председатель Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года: - Я понимаю, когда это пишут французы, что якобы Кутузов боялся Наполеона, не умел воевать и ни одной битвы не выиграл. Но когда это вдруг начинают повторять наши, то хочется вызвать на дуэль!
Они все, современные и состоявшиеся в жизни люди, будто в плену той эпохи - настолько мощной и сильной, насколько яркие и красивые люди ее творили.
- Вам все вершины были малы, И мягок самый черствый хлеб, О молодые генералы, о молодые генералы своих судеб…