К марту 1902 года было представлено 27 проектов. Откликнулись не только русские художники. В конкурсе приняли участие скульпторы из Болгарии, Сербии, Австрии, Франции. Лучшим был признан проект под девизом "Плёс". Автором модели оказался преподаватель Московского училища живописи ваяния и зодчества С.М.Волнухин, которому и поручили сооружение пямятника. Безвозмездное наблюдение за его постройкой принял на себя архитектор И.П.Машков. 21 сентября 1907 года состоялась закладка памятника в маленьком сквере у Китайгородской стены, близ того места где стоял построенный по указу Ивана IV печатный двор. На открытие памятника 27 сентября 1909 года пригласили лишь избранных. Опасаясь крамольных выступлений, устроители оговорили в билетах, что приглашенные могут присутствовать без права произносить речи. Невзирая на запреты царских властей у памятника собралась огромная толпа. Люди устраивались где кто мог: на балконах, на зубцах крепостной стены, и даже на крыше гостиницы "Метрополь". Тысячи людей по достоинству оценили замечательный памятник Ивану Фёдорову.
Кореспондент тогдашней газеты "Голос Москвы" писал в день открытия:
Чувство полного удовлетворения пробежало по многотысячной толпе. Все любуются памятником..., все его хвалят. Кто-то крикнул: "Вот и он, Волнухин, скульптор! Это он создал!". Толпа обступила художника. Раздались аплодисменты. "Браво! Молодчина Волнухин!". Сняв шляпу, скульптор раскланялся и скрылся в толпе.
Среди многих венков, возложенных к подножию памятника, выделялся один, с надписью: "Первому мученику русской печати". Надпись эта напоминала присутствующим о трагической участи борцов за передовую русскую печать, на долю которых выпали жестокие гонения и преследования.
(из журнала Юность №3 1964г.) |