МОСКВА / НОВОСТИ / 2016 / 11 / 26 / УЧЕНЫЕ МГУ ПРЕДПОЛОЖИЛИ, ЧТО МИКРОБЫ ЗАСТАВЛЯЮТ ЛЮДЕЙ СОЗДАВАТЬ РЕЛИГИИ

Культура
   Медицина
   Мото
   Финансы

Ученые МГУ предположили, что микробы заставляют людей создавать религии

14:56 26.11.2016 - Подмосковье 360

Группа биологов из Московского государственного университета предположила, что человека на создание религий могли подтолкнуть особые микробы, которые способны влиять на наш мозг, заставляя верить в сверхъестественные силы. Об этом сообщило РИА Новости со ссылкой на журнал Biology Direct.

Ученые подозревают, что бактерии, управляющие нашим сознанием, могут находиться в кишечнике или в мозге. Юрий и Александр Панчины, а также Александр Тузиков привели несколько аргументов в доказательство своей теории.

Первым аргументом стал тот факт, что наукой доказана способность отдельных видов бактерий влиять на поведение живых существ. Так, вольбахия увеличивает размножение муравьев, которые таким образом способствуют росту популяции бактерий. Грибы рода Ophiocordyceps управляют поведением муравьев, которые умирают по воле грибов в том месте, откуда можно заразить максимальное количество новых особей. Токсоплазма, паразитирующая на кошках, способна изменять запах животных, поэтому мыши перестают их бояться, а владельцы начинают странно вести себя и задумываться о суициде.

Вторым аргументом выступает факт того, что процессы, происходящие в кишечнике, влияют на аппетит, склонность к ожирению и вкусовые предпочтения. Кроме того, микрофлора кишечника, влияя на клетки мозга, способна изменять настроение и даже поведение человека.

Помимо этого, историки и политологи неоднократно заявляли, что религии распространяются подобно эпидемиям микробов и вирусов. Верования используют так называемые идеи-мемы.

Ученые из МГУ считают, что подобное явление может происходить не на уровне идей, а на биологическом уровне. Появляются некие биомемы, заставляющие человека думать тем или иным образом.

Следующий аргумент, который подтверждает эту теорию - наличие во всех крупных религиях ритуала, способствующего распространению бактерий. Это, например, обрезание в иудаизме, евхаристия в христианстве и так далее. Известным фактом также является то, что многие религии запрещают контрацепцию, что защищает от распространения вирусов.

Проблемой на пути доказательства этой теории является то, что в организме человека обитает огромное множество бактерий и микробов, количество видов которых тяжело поддается подсчету.

Ученые уверены, что прогресс позволит определить роль каждой бактерии в организме человека в ближайшем будущем. Пока такого способа не изобретено, биологи предложили обратить внимание на антибиотики, употребление которых может снижать уровень религиозности.

Ученые из Нижегородской медицинской академии изобрели способ выращивать клетки мозга в пробирке. Биоматериал, отобранный у грызунов, они помещают в специальный раствор, на который воздействуют определенным образом. В клетках постепенно начинает появляться собственная нейронная сеть.

Ученые: религия может быть инфекцией, разносимой бактериями

10:25 26.11.2016 - РИА Новости, Фото: Евгений Епанчинцев

Религии могли зародиться в нашей цивилизации благодаря существованию особой популяции бактерий в нашей микрофлоре, которые перепрограммируют наш мозг на веру в сверхъестественные сущности, заявляют биологи из МГУ в статье, опубликованной в журнале Biology Direct.

В последние годы биологи открыли множество примеров того, что паразиты не только используют организм-хозяин для роста, но и напрямую управляют его поведением. К примеру, бактерия вольбахия заставляет насекомых активно размножаться и тем самым распространять себя, а личинки мушек-горбаток заставляют пчел сбегать из улья и вести себя как зомби.

Грибы из рода Ophiocordyceps научились напрямую управлять поведением муравьев, заставляя их умирать в строго определенной точке над муравейником для того, чтобы заразить как можно больше новых жертв.

Самый распространенный паразит домашних кошек, одноклеточное существо токсоплазма, идет еще дальше. Она способна менять поведение зараженного ей млекопитающего, вызывая необратимые изменения в работе мозга, которые делают мышей бесстрашными при виде и запахе кошек, а людей - склонными к суициду и нерациональным поступкам.

Александр и Юрий Панчины, биологи из Московского государственного университета, и их коллега Александр Тузиков предполагают, что часть или даже все религии, существующие сегодня в мире, могут быть продуктом деятельности микробов со схожими свойствами, живущих в нашем кишечнике или в других уголках тела.

В пользу их наличия говорит сразу несколько факторов. Во-первых, нет сомнений в том, что микрофлора кишечника управляет нашим аппетитом, склонностью к ожирению и даже пищевыми предпочтениями, воздействуя на нервные клетки кишечника и мозга, и умеет вырабатывать сигнальные молекулы мозга и различные белки, способные влиять на настроение и поведение.

Во-вторых, современные историки и эволюционисты сегодня считают, что религии и другие формы верований распространялись в прошлом и сегодня примерно так же, как и эпидемии различных микробов и вирусов, хотя и в культурном пространстве, используя заразные идеи-мемы в терминологии Ричарда Доукинза.

Как считают российские биологи, нет оснований считать, что этот процесс не может происходить и в биологическом пространстве, посредством своеобразных биомемов, в роли которых могут выступать бактерии, подобно медихлорианам в знаменитых Звездных Войнах, дающих чудесные силы джедаям и ситхам.

В пользу этого, по их мнению, говорит то, что все крупные религии включают в себя общественные ритуалы, способствующие распространению болезней - к примеру, обрезание в иудаизме, эвхаристия в христианстве, хадж в исламе и катания по земле и купания в Ганге в индуизме.

По этим же самым причинам, по мнению Панчиных и Тузикова, представители многих ветвей религии могут негативно относиться к контрацепции, защищенному сексу, прививкам и другим элементам гигиены, которые защищают нас от вирусов и микробов.

Где могут скрываться эти религиозные "медихлорианы"? Как считают авторы статьи, они могут находиться как в кишечнике, так и в самом мозге человека, подобно токсоплазме, способной проникать через барьер между кровеносной системой и мозгом.

Как их можно найти? На текущий момент, как признают российские биологи, проверка этой гипотезы затруднена, так как наша микрофлора содержит в себе огромное число бактерий и вирусов, чье общее число в 10 раз превышает число клеток в нашем организме, а число видов которых превышает несколько сотен тысяч.

Сегодня биологи изучают их в очень схематичном виде, однако в ближайшем будущем, как отмечают Панчины и Тузиков, будут созданы новые технологии секвенирования, которые помогут раскрыть роль каждого микроба в нашем теле и понять, если ли среди них подобные разносчики религии. Кроме того, если эта гипотеза справедлива, то употребление антибиотиков должно приводить к снижению религиозности, что можно в принципе проверить уже сейчас.

История: Большая Никитская улица, дом 5

Где в Москве отпраздновать личное событие?

Зарядье: История и уничтожение истории