МОСКВА / НОВОСТИ / 2021 / 06 / 14 / УЧЕНЫЕ СОЗДАЛИ ФЛУОРОФОР, ВЫСВЕЧИВАЮЩИЙ ВИРУСЫ

Ученые создали флуорофор, высвечивающий вирусы

10:15 14.06.2021 - Пущинская среда

Синтезированный аминопиридинон поможет детектировать патогены методом иммуноферментного анализа. Статья по результатам работы опубликована в Dyes and Pigments.

Иммуноферментный анализ (ИФА) - один из прогрессивных методов диагностики, позволяющий обнаружить в биологических образцах практически любые патогены, включая коронавирусы. Наиболее доступной ферментной меткой в ИФА стала пероксидаза хрена - фермент, выделенный из популярного в кулинарии растения. Он, после модификации, обладает способностью связываться с патогенами. Для определения количества связанной пероксидазы используют специфические субстраты, в роли которых, как правило, выступают синтетические красители. По концентрации продуктов окисления этих субстратов уже определяется присутствие в клетках или тканях искомых вирусов и бактерий. В России субстраты пероксидазы не производят. Имеющиеся на рынке импортные хромогенные или флуоресцентные красители для отечественного потребителя недешевы, к тому же, они являются защищенными патентами коммерческими продуктами, и об их ключевых химических параметрах в свободном доступе данных нет. Группа ученых Омского государственного технического университета при участии коллег Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН поставила цель синтезировать новые красители, с помощью которых иммуноферментный анализ для отечественных лабораторий может стать дешевле и надежнее.
Для получения новых флуорофоров омские ученые под руководством профессора Александра Фисюка разработали оригинальный метод синтеза органических соединений - 3-аминопиридинонов, с выходом целевого продукта более 90 процентов. Ученые ИТЭБ РАН протестировали полученные красители на биохимической модели - реакции ферментативного окисления субстрата в буферном растворе, содержащем пероксидазу хрена, пероксид водорода и исследуемое вещество - 3-аминопиридинон.
"Выяснилось, что синтезированные соединения обладают ярко-выраженной зеленой флуоресценцией и, по мере окисления, флуоресцения раствора пропадает. По скорости пропадания окраски можно определить концентрацию фермента, катализирующего данную реакцию, то есть пероксидазы хрена. В результате исследований было продемонстрировано, что синтезированные флуорофоры могут быть использованы в качестве субстратов пероксидазы и позволяют проводить количественную оценку концентрации пероксидазы хрена с высокой точностью и низким пределом детекции.Это означает, что с его помощью в организме можно обнаружить наномолярные количества бактерий и вирусов. Параметры чувствительности и стабильности (препарат стабилен в течении нескольких недель, что достаточно для его использования в лабораториях) синтезированных аминопиридонов сопоставимы с существующими на рынке коммерческими аналогами,- поясняет один из авторов работы, старший научный сотрудник лаборатории тканевой инженерии ИТЭБ РАН Юрий Шаталин.
Дальнейшая работа ученых в этом проекте будут направлена на модификацию структуры флуорофоров для их лучшей адаптации под уже существующие диагностические приборы, оптимизацию методов синтеза и расширение области применения данных соединений.Также авторы планируют провести дополнительные исследования, чтобы понять насколько производные нового вещества позволят улучшить существующие методы иммуноферментного анализа. Но и на данном этапе они считают проект успешным, предполагая, что в перспективе синтезированный 3-аминопиридинон будет использован в медицинских лабораториях для диагностики бактериальных и вирусных инфекций.
Источник:AntonShatsauskas,YuriShatalin,VictoriaShubina,YuriZablodtskii, SergeiChernenko, AnnaSamsonenko, AnastasiyaKostyuchenko, AlexanderFisyuk. Synthesis and application of new 3-amino-2-pyridone based luminescent dyes for ELISA. Dyes and Pigments, V.187, March 2021, 109072
Материал подготовила: Наталья Быкова
Пресс-служба ИТЭБ РАН, iteb-press@yandex.ru
На фото авторы статьи из ИТЭБ РАН: кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории тканевой инженерии Юрий Шаталин и кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории тканевой инженерии Виктория Шубина

/ Понедельник, 14 июня 2021 года /

темы:  Коронавирус

Бизнес в нынешнее время

История: Казенный Большой переулок, дом 9

Вокзалы Москвы

Почему наш город назвали "Москва"?

Раньше песни были лучше!

Сервисы доставки еды: какой выбрать?