МОСКВА / НОВОСТИ / 2018 / 08 / 23 / СТОЛИЧНЫЕ УЧЕНЫЕ ИССЛЕДУЮТ ДНК УБИЙЦ, ЧТОБЫ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ ПО ГЕНОМУ

Столичные ученые исследуют ДНК убийц, чтобы предсказывать поведение по геному

11:13 23.08.2018 - РИАМО

Ученые Института общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН проводят исследование, которое поможет объяснить и предупредить возникновение агрессивного поведения на основе генома, пишет в четверг газета Известия.

"Первый этап проекта предполагает анализ ДНК групп, в которые входят убийцы с психическими отклонениями, убийцы без психических отклонений, люди, совершившие непреднамеренные убийства и люди, не совершившие никаких преступлений. Все они входят в группу под кодовым названием Открытие. После проведения всех анализов она будет сравниваться с группой проверки", - отмечается в статье.

Сейчас в работе первая группа из 150 убийц с психическими отклонениями. На определение последовательности аминокислот ДНК всей группы уходит два месяца. Приборы позволяют работать с образцами генома довольно быстро, но выдают информацию короткими фрагментами, которые дальше нуждаются в более подробном изучении.

Сначала из крови выделяется ДНК. Образец с ДНК анализируется на приборе, который расшифровывает геном. Специалисты обрабатывают полученные фрагменты текстов и формируют единую строку. После этого проводится статистическая обработка. Выявляются участки, на которые нужно обратить внимание: например, одна часть генома может быть ответственной за агрессивное поведение. Привлекший внимание фрагмент помечается и впоследствии перепроверяется на более широкой выборке до 3 тысяч человек. Туда будут входить как убийцы, так и люди, не совершившие преступлений.

"Не разбивать все образцы на эти две группы было бы неправильно. Ведь обнаруженный эффект может быть случайным. Если мы ошиблись в своих предположениях, то на следующей группе этот эффект не повторится. Все секвенирование группы Открытие будет завершено до конца 2018 года. А вот статистическую обработку мы будем проводить уже в следующем году", - сказала доктор биологических наук, заведующая лабораторией анализа генома Института общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН Светлана Боринская.

Как отметил профессор генетики и геномики Геттингенского университета (Германия), Техасского АМ университета (США) и рyководитeль Научно-образовательного центра геномных исследований СФУ Константин Крутовский, роль индивидуального генотипа в формировании асоциального поведения преступника до сих пор не вполне понятна, в отличие от негативной роли неблагополучной социальной среды.

"В то же время знание генетической предрасположенности к асоциальному поведению очень важно для профилактики преступлений. Часто изменением среды можно скорректировать неблагополучное влияние генов", - добавил ученый.

По словам научного руководителя Института общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН Николая Янковского, о корректировке генома в попытке повлиять на поведение человека говорить пока рано. Однако информация о предрасположенности к преступлениям полезна, например, следователям, чтобы спрогнозировать действия определенного человека.

Первые результаты начавшегося исследования ученые планируют получить в конце 2018 года.

/ Четверг, 23 августа 2018 года /