
Инструменты борьбы с гололедом - реагенты, которые льют и сыплют на московские дороги и тротуары, оказались в очередной раз объектом критики. Собственно, в этом ничего нового нет. Общеизвестно - они засоляют почву, а значит, вредят всему, что на ней растет, повреждают собакам лапы, а людям безнадежно портят обувь. Но без химии в нашем климате, похоже, никуда не деться. Вопрос в другом - что сыпать и сколько? В нем и разбиралась Оксана Коваленко.
Каждую зиму Москву методично поливают и засыпают реагентами. Что за химия оказывается под ногами - не каждый дворник знает.
- Не готов вам ответить и не могу сказать - из чего состоит реагент.
Насколько он опасен - тоже не ведают, но на всякий случай работают с ним осторожно. И как говорят, строго соблюдают установленную дозировку.
- Здесь площадь составляет 3500, то вот эту тонну - где-то на 2 недели. С посыпкой, с применением, то на 2 недели тонны хватит, потому что на 1 кв.м. всего 25 грамм.
Андрей Цыбин, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Моквы:
- Был показ нашей техники, дозаторы, которые с колоссальной точностью действительно выдают нужное количество реагента на метр квадратный.
Иногда, похоже, техника подводит. А может быть для студентов ничего не жалко.
Дмитрий Хомяков, заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова:
- Этот реагент уже слежался, то есть равномерно распределить его по норме 20, 40, 50 грамм невозможно существующими механизмами.
Запасов, похоже, много. В 2011-м город закупил реагентов почти в 3 раза больше, чем в прежние годы. Но и Москва расширилась. Между тем, еще 10 лет назад москвичи даже не слышали про антигололедные смеси. Хотя старинный рецепт борьбы с наледью - соль и песок - известен многим. С 30-х годов прошлого века он спасал от скользких дорожек. Потом от песка отказались, так как он засорил стоки. Осталась соль, от которой портится почва, обувь и страдают лапы собак. Современные средства против гололеда тоже небезопасны.
Андрей Цыбин, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Моcквы:
- В городе, к сожалению, в тех местах, где мы применяем реагенты, собачкам необходимо одевать специальные башмачки.
Оксана Коваленко, корреспондент:
- А горожанам кто-то из чиновников посоветовал надевать на сапоги бахилы, у нас такие в больницах выдают. Вроде бы в Канаде именно в этом ходят по соленому снегу. Сейчас проверим, как живется канадцам. И достойная ли это защита для обуви.
Если канадцы действительно так ходят, то вероятно у них либо дороги более ровные, либо бахилы прочнее или может быть снег совсем другой. Впрочем, можно еще и так попробовать.
- Конечно, выглядит неэстетично, и даже странно, и очень скользко. Но чего не сделаешь ради собственной обуви.
Из-за сочувствия к горожанам и их животным, коммунальщики продолжают экспериментировать, пытаясь сделать реагенты более щадящими. В прошлом году появился новый рецепт.
Максим Шингаркин, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
- Для дорог - это натрий хлор, кальций хор и калий хлор. И для тротуаров - это натрий хлор, калий хлор, кальций хлор, формиаты, которые еще более безопасны.
- Понятия - экологически безопасные реагенты - не существует.
Волгоградский магниевый завод Олега Дерипаски летом широко рекламировал реагент нового поколения - бишофит. Московские коммунальщики даже собирались закупить его на эту зиму. Но специалисты засомневались.
Максим Шингаркин, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
- Раствор бишофита является гелем, это физические свойства материала. Получается вместо того, чтобы растапливать снег и допускать автомобиль к сцеплению с дорогой, он сам является материалом, на котором скользит автотранспортное средство.
Пока же зимняя столица обрабатывается по прошлогоднему рецепту, в некоторых зарубежных странах вообще отказались от химии.
Иван Блоков, эколог:
- Был в Стокгольме и видел, как это происходит. Там не происходит такой уборки центральных улиц до асфальта. Там остается достаточно толстый - в палец, 2 пальца слой снега, льда - такой смерзшейся части, на котором сверху использованы мелкие гранитные крошки.
Рецепт, вообщем-то старинный. И в Скандинавии он почему-то работает. Москва же который год ищет "свой путь". Химики и экологи продолжают "ломать копья". Такие вот "особенности национальной уборки в зимний период".
темы: Экология Медицина
|