МОСКВА / НОВОСТИ / 2012 / 10 / 29 / В ТАБЛИЦУ МЕНДЕЛЕЕВА "ВЪЕХАЛИ" НОВОСЕЛЫ

Мото
   Финансы

В таблицу Менделеева "въехали" новоселы

00:11 29.10.2012 - Вечерняя Москва

Таблица Менделеева пополнилась двумя новыми жильцами. Те, кому приходилось видеть таблицу на форзаце учебника, конечно, обращали внимание на запасные клеточки в таблице.

Ученые давно просчитали свойства, которыми должны обладать жильцы новых клеток, но до недавнего времени было неясно, как зовут новоселов. В среду, 24 октября, имена новых элементов стали известны всем.

Ячейку под номером 114 занял элемент флеровий, а 116 - ливерморий. В таблице они будут обозначаться буквами Fl и Lv. Странные имена объясняются просто: каждый элемент получил имя той лаборатории, где он был создан. 116-й элемент назвали ливерморий - в честь ученых из Ливерморской национальной лаборатории, которые его открыли.

А 114-й элемент - наша особенная гордость. Его окрестили флеровием в честь Лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флерова. Лаборатория располагается в Дубне и уже не один десяток лет занимается пополнением таблицы Менделеева.

Мы позвонили ученым из лаборатории Флерова и узнали, что обнаружить флеровий и ливерморий было очень сложно. Дело в том, что в природе существуют только первые 92 элемента системы Менделеева. Остальные получают искусственно в результате ядерных реакций. Например, ускоритель в Дубне разгонял атомы до скоростей, близких к скорости света. На этих бешеных скоростях атомы врезались друг в друга, и их ядра слиплись. Так получались совершенно новые элементы.

Правда, долгожителями флеровий и ливерморий не назовешь. Они просуществовали всего несколько десятых доли секунды и потом снова развалились на составляющие. Однако даже этого времени хватило, чтобы приборы опознали новые элементы и определили их свойства.

Но почему имена присвоили лишь 114 и 116-му элементам? Куда пропал 115-й элемент? С этим вопросом мы обратились к ученому из МГУ, заместителю декана факультета наук о материалах Евгению Гудилину.

- На самом деле учеными из Дубны получены и 115, и 117, и еще 113 и 118-й элементы, - рассказал нам ученый. - Им тоже когда-нибудь присвоят имена. Процедура присвоения имен - очень долгая. Она длится годами. По правилам прежде чем признать нового члена таблицы Менделеева, его должны открыть в двух других лабораториях мира.

- Скажите, а существует ли предел у таблицы Менделеева или ее можно расширять до бесконечности?

- Предел есть. Существует такое понятие - "остров стабильности". Этот термин вывели наши ученые из Дубны.

Элементы, находящиеся в этом острове, обладают сравнительно долгим временем жизни. За те несколько долей секунды, которые они живут, можно успеть опознать и охарактеризовать их. Сейчас ученые получили практически все элементы из "острова стабильности". Но есть подозрение, что существует еще один такой остров. Он расположен дальше 164-го номера.

В Периодической системе Менделеева есть и другие элементы, названные в честь российских ученых.

Рутений, элемент с порядковым номером 44. Назван в честь России. Ruthenia - латинское название Руси. Открыт профессором Казанского университета Карлом Клаусом в 1844 году. Он выделил его из уральской платиновой руды.

Дубний, элемент под номером 105, переименовывали трижды. Впервые его выделили в 1967 году ученые из Дубны.

Двумя месяцами позже элемент открыла Радиационная лаборатория имени Эрнста Лоуренса в Беркли (США). Ученые из Дубны назвали элемент нильсборием в честь Нильса Бора. Американские коллеги предложили имя ганий в честь Отто Гана.

Под названием ганий в американской системе Менделеева фигурирует 105-й элемент.

В 1997 году Международное общество чистой и прикладной химии устранило расхождения в названии элементов. Элемент стал дубнием в честь места его открытия.

Курчатовий. Этим именем должен был бы назваться 104-й элемент системы. Советские химики получили его в 1964 году и предложили имя в честь великого Игоря Курчатова. Однако международный союз теоретической и прикладной химии название отклонил. Американцев не устроило, что элемент назван в честь создателя атомной бомбы. Теперь он носит название резерфордий.

Менделеевий, 101-й элемент системы, выделили американцы в 1955 году. По правилам, право дать имя новому элементу принадлежит тем, кто его открыл. В знак признания заслуг великого Менделеева ученые предложили назвать элемент менделеевием. Почти десять лет синтез этого элемента считался вершиной экспериментального мастерства.__

Справка

Периодическая система химических элементов - классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Система является графическим выражением периодического закона, установленного русским химиком Д. И. Менделеевым в 1869 году. По легенде, мысль о системе химических элементов пришла к Менделееву во сне, однако однажды на вопрос, как он открыл периодическую систему, ученый ответил: "Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово". Сущность открытия Менделеева заключалась в том, что с ростом атомной массы химических элементов их свойства меняются не монотонно, а периодически.

/ Понедельник, 29 октября 2012 года /

История: Большая Никитская улица, дом 5

Где в Москве отпраздновать личное событие?

Зарядье: История и уничтожение истории