МОСКВА / НОВОСТИ / 2012 / 09 / 13 / МАМОНТ ЖИЛ, МАМОНТ ОЖИЛ, МАМОНТ БУДЕТ ЖИТЬ?

Культура
   Медицина
   Мото
   Финансы

Мамонт жил, мамонт ожил, мамонт будет жить?

19:38 13.09.2012 - Вечерняя Москва

Станет ли обещание клонировать вымерших животных реальностью.

Известие о том, что участники международной экспедиции палеонтологов Яна-2012 обнаружили уникальные материалы для изучения мамонта, включая живые клетки доисторического живого существа, произвело эффект разорвавшейся бомбы: давно общество и представители науки так не кипели! Говорят, по найденному материалу в ближайшее время мамонта собираются клонировать. Неужели эти давно вымершие животные вскоре вновь начнут бродить по нашей планете? Вечерка решила узнать, действительно ли можно реализовать такие планы.

Напомним суть истории. Экспедиция проходила в прошлом месяце в Усть-Янском районе. Участвовали в ней эксперты из РФ, США, Кореи, Швеции, Канады, Великобритании, а также работники СВФУ. По словам участников экспедиции, на уникальной местности на глубине почти 100 метров был найден богатейший материал для исследования - это жировые и мягкие материалы, костный мозг и шерсть мамонта. В августе прошлого года в том же Усть-Янском районе уже были обнаружены туши мамонта, древней лошади и бизона. Теперь ученые ставят вопрос о клонировании мамонтов и других древних животных. Старший научный работник Музея мамонта из Научно-исследовательского института прикладной экологии Севера в российском Якутске Семен Григорьев рассказал журналистам, что, по его предположениям, клон древнего живого существа удастся получить уже через 10-20 лет. Для этого ученым потребуется найти наиболее подходящий для клонирования материал, затем ядра из неповрежденных клеток будут помещены в яйцеклетку слонихи для получения эмбриона с ДНК мамонта. Потом эмбрионы будут пересажены в матку слонихи, потому что слон и мамонт - виды родственные. Финансировать эти дорогостоящие работы собираются РФ и Южная Корея. Соответствующее соглашение между вузами двух государств заключено на три года, но эксперты уверены, что потом его продлят: ведь проект носит долговременный характер.

Мы решили выяснить у ученых, что они думают по этому поводу.

Егор Прохорчук, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ Курчатовский институт, заведующий лабораторией "Геном":

- Уже три года мы занимается проектом по исследованию мамонта и шерстистого носорога, являемся участниками крупного международного консорциума. Должен сказать, что обнаружить живые клетки у мертвых мамонтов невозможно. Живая клетка бывает только в живом организме, а если организм умер, то она умирает. Поэтому речь может идти лишь о том, что клетки очень хорошей сохранности, из них можно выделить клеточные органеллы: такие как, к примеру, митохондрия и ряд других. Однако подобные вещи удавалось сделать и раньше. Россия с ее огромными территориями, большая часть которых находится в черте вечного оледенения, уже очень давно снабжает большинство западных лабораторий материалами для исследований вымерших животных. Здесь, боюсь, получится та же история. А между тем задача по изучению останков вымерших животных имеет фундаментальную ценность. Во-первых, это возможность реконструировать климат, в котором они жили, экологические факторы, которые на них действовали, выяснить, чем они питались. Чтобы это понять, мы смотрим, какие растения находились у них в кишечнике, какая пыльца - в легких. По пыльце можно восстановить флору, господствовавшую на Земле 10-15 тысяч лет назад, по тому, что они ели - какие бактерии участвовали в их метаболизме. Нам удалось все это установить на нескольких образцах носорогов и мамонтов. До этого все образцы передавались в западные институты. Именно мы сделали первую робкую попытку доказать, что мы тоже можем это делать. Есть и фундаментальные открытия. Скажем, в кишечнике мамонта и носорога мы нашли остатки хвои. Оказалось, что она не совсем такая, как сейчас. В Якутии, где обитали эти животные, тогда не было тундры. Там была саванна, стояла теплая погода. А вообще мамонты ели траву, как и современные жвачные животные. Особый случай - мамонтенок Люба, которого нам передали из Зоологического Института РАН. В кишечнике этого малыша не нашли ничего, кроме материнского молока. Погиб он драматически: скорее всего, упал в яму и захлебнулся какой-то жижей. Ее остатки находятся в дыхательных путях. Сейчас мы выясняем, что это за жидкость - по составу она также отличается от современных водоемов. Еще один острый вопрос - от чего вымерли мамонты. Ясного ответа на него до сих пор нет. Мы обнаружили в их организмах родственные нынешним бактерии, грибы, но смертоносных, указывающих на природу гибели этих животных, пока нет. Расшифровка генома этих животных - фундаментальная научная задача, однако вопрос об их клонировании, на мой взгляд, пока лишен смысла.

Николай Равин, доктор биологических наук, заместитель директора центра Биоинженерия по науке:

- В Сибири, в Якутии периодически находят вымерших несколько десятков тысяч лет назад зверей - шерстистых носорогов, лошадей, мамонтов… Они отлично хранятся в вечной мерзлоте, и поэтому мы можем изучать не только кости, скелет, но и мясо, все внутренности, то есть весь организм. Ничего принципиально нового в этом сообщении нет. Хотя, конечно, интересно, что удалось найти новый генетический материал мамонта, позволяющий пролить свет на достаточно темный вопрос, как происходила его эволюция, насколько он отличается от современных слонов и прочих видов млекопитающих. Ведь, хоть они и родственники, но не одно и то же, и подсадить генетический материал мамонта в матку слонихи - вовсе не значит получить мамонта! Важное направление работы с мамонтом - возможность исследования растительного мира планеты. Это фантастическое путешествие на 30-50 тысяч лет назад. Далее. У всех растений тоже есть свои геномы, и можно идентифицировать их генетический материал, прочитать его - хлоропластное ДНК, ДНК митохондрий, ядер и т.д. А это еще никому не удавалось. Третье направление - исследование микроорганизмов. Сейчас мы изучаем материал ископаемого носорога, и, помимо уже известных микроорганизмов, идентифицировали новые группы бактерий и вирусов, достаточно удаленных от уже известных. Это древние микробы, о которых наука раньше почти ничего не знала. Потрясающий материал для молекулярной генетики, который, возможно, вскоре перевернет все наши представления об эволюции мира.

Алексей Розанов, главный научный сотрудник Палеонтологического института РАН, академик РАН:

- Вот если бы удалось найти сохранный биоматериал динозавров - тогда была бы сенсация. Дело в том, что столь древние организмы анализировать бесполезно - кости не сохранили генетического материала, а климат с тех пор менялся столько раз, что найти динозавра в вечной мерзлоте - задача фантастическая. Из луковицы волос на теле мамонта или носорога можно выделить ДНК, а из голой кости - нет. Поэтому все "Парки юрского периода" - сказка, домысел режиссеров. Воссоздать мамонта - задача непомерно дорогая и довольно бесполезная. Что это даст? Да ничего! Думаю, лучше отдать эти деньги на цели той же бактериальной палеонтологии, которой я занимаюсь последние 20 лет. Задача этого направления - изучение ископаемых микробов. Дело в том, что древние останки возрастом в два-три миллиарда лет хранят вполне сохранные окаменевшие бактерии, морфологически ничем не отличающиеся от современных. В свое время это стало сенсацией. Бактериальная палеонтология стремительно ворвалась в науку, и сегодня весь мир одержим исследованием ископаемых микроорганизмов, поскольку нет областей знания, где она не была бы важна. Крошечные бактерии могут сослужить огромную службу человечеству. Один из самых громких выводов, которые нам сегодня удалось сделать - жизнь, по всей видимости, не зародилась в недрах нашей планеты, а была привнесена из космоса. Раньше это было только гипотезой, но сегодня у нее все больше сторонников. Доставку бактерий осуществляли кометы, в недрах которых вполне могли сохраняться живые микроорганизмы. Водная среда стала для них прекрасным видом транспорта, возможно, принесшим кирпичики для построения основ будущей биосферы на нашей планете. Конечно, говоря о том, что жизнь могла зародиться где-то в глубинах космоса, мы не отвечаем на вопрос, откуда же она взялась изначально, а лишь отодвигаем проблему подальше от Земли. Однако разговоры о клонировании мамонта отодвигают нас от истины еще дальше!

/ Четверг, 13 сентября 2012 года /

История: Большая Никитская улица, дом 5

Где в Москве отпраздновать личное событие?

Зарядье: История и уничтожение истории