МОСКВА / НОВОСТИ / 2012 / 07 / 04 / ФИЗИКИ ЦЕРНА НАШЛИ БОЗОН, ПОХОЖИЙ НА "ЧАСТИЦУ БОГА"

Культура
   Медицина
   Мото
   Финансы

Физики ЦЕРНа нашли бозон, похожий на "частицу бога"

13:58 04.07.2012 - Вечерняя Москва

Быть или не быть - вот в чем теперь вопрос.

Итак, свершилось. Исследователи из ЦЕРНа, работающие на мощнейшем в мире ускорителе частиц - Большом адронном коллайдере (БАК), обнаружили новую элементарную частицу. Ее параметры очень близки к характеристикам гипотетической частицы - бозона Хиггса, открытой британским физиком Питером Хиггсом в еще в 1964 году и названной в его честь. Бозон этот, напомним - последний недостающий элемент в теории Вайнберга-Салама, или Стандартной модели, наиболее простой из существующих на сегодняшний день теорий устройства Вселенной. Согласно ее космологическим предсказаниям, когда наша Вселенная начала остывать после Большого взрыва, в ней сформировалось некое поле, называемое полем Хиггса, квантами которого как раз и являются одноименные бозоны. Этим полем современная теоретическая физика объясняет появление массы у других элементарных частиц, таких например, как электроны, протоны и нейтроны, из которых состоят атомы всех известных нам химических элементов. Без его существования частицы просто пронзали бы космос со световой скоростью. Известно, что частицы, имеющие массу, разгоняться до скорости света не могут. Массу же они приобретают как раз благодаря взаимодействию с полем Хиггса.

Правда, пока об открытии "частицы бога" речи не идет. Исследователи подчеркивают, что их результаты предварительны, и отмечают, что необходимо более детально изучить свойства новой частицы. И не исключают, что они могут оказаться отличными от предсказанных самим Хиггсом (например, в расширенных моделях спонтанного нарушения симметрии может возникнуть несколько хиггсовских бозонов различной массы, в том числе и заряженных). В настоящее время достоверно установленным следует считать только рассчитанную по данным экспериментов на БАК массу новой частицы - чуть более 125 GeV (гигаэлектронвольт).

Как бы там ни было, из всего случившегося в научном мире за последние сутки следуют две новости. Первая - приятная: старина Хиггс, дай Бог ему здоровья, обязательно получит следующую нобелевку по физике. А вторая - кому как: физикам понравится, потому что добавит работы, обывателя - напугает. Некоторые могут даже перечитать "Гамлета"… Дело в том, что масса обнаруженной частицы хоть и очень велика, но явно недостаточна, чтобы обеспечить стабильность нашей Вселенной. Ибо согласно существующим представлениям ее равновесный размер при такой массе хиггса имеет порядок… диаметра футбольного мяча! И это может означать, что она в любой момент может схлопнуться "вместе с ее содержимым" - ведь все, что возможно, когда-то да произойдет. Либо - что нам, следуя известному завету, надо учиться и учиться, чтобы понять, почему она все-таки устойчива - как опыт учит нас. И что все еще актуален известный вопрос, заданный некогда нобелевским лауреатом Леоном Ледерманом: "If the Universe Is the Answer, What Is the Question?" ("Если Вселенная - это Ответ, то в чем тогда Вопрос?")

Бозон Хиггса - крайне короткоживущая частица, она живет ничтожно короткое время и очень быстро распадается. И многочисленные (и очень хорошие) детекторы, установленные на БАК, не могут зарегистрировать бозон Хиггса напрямую - они просто не успевают его заметить. Однако продукты его распада живут достаточно долго для того, чтобы быть зарегистрированными. Сложность в том, что вариантов распада у "частица Бога" довольно много, а предсказать заранее, на какие частицы она распадется в каждом конкретном случае, можно только статистически - как всегда в квантовой теории. Еще одна сложность - что те же самые частицы, на которые распадается бозон Хиггса, могут возникнуть и в результате процессов, которые к искомой "божественной частице" никакого отношения не имеют. Поэтому единственный на сегодня способ подтвердить существование бозона Хиггса - собрать и проанализировать большой массив информации о столкновениях элементарных частиц и выявить особый "стереотип расщепления", который, согласно Стандартной модели, не может сопутствовать ничему, кроме "частицы Бога". Этим в основном и занимаются ученые всего мира, которые в едином порыве анализируют гигантский объем данных, полученных в ходе экспериментов на БАК.

/ среда, 4 июля 2012 года /

История: Большая Никитская улица, дом 5

Где в Москве отпраздновать личное событие?

Зарядье: История и уничтожение истории