
В Москве появится культурный центр Андрея Тарковского. Он будет находиться в доме, где рос режиссер. Какие экспонаты лягут в его основу, можно представить уже сегодня, придя в галерею на Солянке - там открылась выставка, посвященная 80-летию со дня рождения Тарковского. Наш корреспондент Наталья Ермак осмотрела экспозицию.
Кинорежиссер Андрей Звягинцев, о котором говорят, что он продолжает традицию Тарковского, беседует с племянницей Андрея Арсеньевича. Здесь собрались люди, для которых Тарковский - часть жизни. Многие были частью жизни Тарковского. Влияние, которое он оказал на кино и на каждого, кто занимается кинематографом - оно огромное, безмерное. В учениках у Тарковского - почитай, все… Художник Нелли Фомина. Вот эта женщина создала костюмы для трех фильмов Тарковского: “Солярис”, “Сталкер” и “Зеркало”. Все, что мы любим, чем восхищаемся, как данностью, Нелли Ефимовна искала, придумывала, творила. Например, то, как выглядит Сталкер-Кайдановский - это ее заслуга. Она нашла и придумала несвежий бинт на шее. И сразу - образ. И сразу - страшное влияние Зоны.
Нелли Фомина, художник по костюмам в фильмах А. Тарковского:
- Андрей Арсеньевич всегда требовал образного решения в костюмах. Что это значит? Это значит, что каждый герой. Например, в “Сталкере” - писатель. Какая характеристика была дана Андреем Арсеньевичем, чтобы костюмы сделать? Он идет в Зону, он не думает о том, что там думает. Он идет туда, как на прогулку. Он идет в том же, в чем распрощался с дамой около машины.
Жизнь Андрея Тарковского постепенно стала житием. И даже странно думать, что гений писал отцу и маме письма еще неумело, огромными печатными буквами. Просто. По-детски. "Очень по вас скучаем. Ждем вас в Юрьевце. Мы хатим (через "а") видеть папу и маму". А вот письмо через много лет. Руководителю “Госкино” Ермашу. Одно из многих. Андрей Тарковский пытается объяснить чиновнику, что в сцене из “Зеркала”, когда Маргарита Терехова парит в воздухе - это не мистика. Это нормальное состояние любви.
Рашид Сафиуллин, художник-декоратор фильма "Сталкер":
- Например, когда мы снимали общий план. Они там где-то ползают. Рерберг это называл "из жизни муравьев". Он так, шутя называл. И там, около людей, на следующий день когда мы приехали доснимать, вдруг выросли одуванчики желтые. И мы их убирали. Уже говорят: "Андрей Арсеньевич, ну это не видно, это так далеко!" А он говорит: "Не видно. Но может прочувствоваться. Чувствуется".
Просто приходите. На встречу с человеком, который все время был недоволен собой и тем, что делает. Боялся несчастий с близкими. Мечтал, наконец, уйти от всей этой суеты и заняться настоящим делом. Например, книги писать . Мечтал, наконец, достроить дом. И жить свободно и независимо, заниматься натуральным хозяйством. Такой как все. И, все-таки, Тарковский...
темы: Культура
|