Добавлено: Понедельник 19 Сентября 2016 0:34 Заголовок сообщения: Городок железнодорожников депо Лихоборы (10.09.2016)
Вот уже больше недели прошло, как было запущено пассажирское движение на Московском Центральном Кольце (МЦК).
В честь этого события, я решил осуществить свою давнюю задумку - прогуляться по так называемому "городку железнодорожников" депо Лихоборы, что находится в Коптево.
Немного истории.
Железнодорожная станция Лихоборы располагается у границы районов Коптево и Головинский, между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе. Над северной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы.
Станция проектировалась как "столица" т.е. центральная на Московской окружной железной дороге (МОЖД).
Здесь было предусмотрено всё для обеспечения бесперебойной работы МОЖД, в том числе круглое - новинка для начала века - паровозное депо. В 1900-х годах здесь был построен большой комплекс сооружений - пассажирский вокзал, мастерские для ремонта паровозов и вагонов, нефтекачка, кузница, дома управляющего дорогой и машинистов и другие пристанционные сооружения, большинство из которых, утратив былое назначение, дошли до нас ценными архитектурными экспонатами. На искусственном холме была возведена 30-метровая водосборная башня, такие были нужны при паровозной тяге. Освещалась станция распылённым газом по системе инженера Кржеминского. Станция и ныне является главной на МК МЖД.
От восточной горловины станции отходят две соединительных ветви на главный ход Октябрьской железной дороги, пересекающей МК МЖД в востоку от Лихобор. Кроме того, от станции на север отходит куст подъездных путей.
Близ станции - одноимённое локомотивное депо.
Пристанционный посёлок на проезде Черепановых был построен между 1903 и 1908 годами - наряду с другими многочисленными объектами Московской окружной дороги. Все строилось в одном стиле, под руководством Александра Никаноровича Померанцева, академика архитектуры и строителя знаменитых Верхних торговых рядов (ГУМ).
При постройке помещения были обставлены специально созданной мебелью, осветительными приборами и часами "Буре". По имеющимся данным, оригинальные интерьеры большинства построек городка утрачены.
И так, как выше уже было сказано, интересующее нас место расположено вдоль проезда Черепановых. Думаю не стоит лишний раз напоминать, чем знамениты братья Черепановы и почему символично, что данный проезд проходит вдоль железнодорожной станции, окрестности которой и будут представлены ниже. И так начнём наш поход.
Вид с Михалковского путепровода в сторону проезда Черепановых. В нижней части кадра видны исторические постройки времён МОЖД. На заднем плане - жилые дома "современного" Коптево. №249.1760 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Ещё пол года назад с путепровода открывался прекрасный вид на парковые пути станции Лихоборы. Но после электрификации путей, по сути теперь можно наблюдать только уходящие вдаль опоры контактной сети, часть которой и попала в кадр.
Спускаемся с путепровода и сразу нас встречает так называемый "Дом с совой" - бывшая детская поликлиника посёлка железнодорожников. А до этого это был дом начальника участка тяги.
Почему "дом с совой"? Потому что у здания, в нише между двух окон сохранился символ мудрости - барельеф совы. На фото он виден лишь частично - выступает из под листвы в центре кадра. Увы, снять здание в более выигрышном ракурсе на момент съёмки сделать было не возможно из-за окружавшего здания забора и строительных лесов на которых работали рабочие - здание наконец-то начали ремонтировать.
У здания вокзала растёт двухвековой тополь (возраст подтверждён радиоуглеродным анализом), свидетель наполеоновского нашествия, к столетнему юбилею станции едва не был вырублен, сохранён по личному указанию тогдашнего начальника МЖД Владимира Старостенко.
2 августа 2008 года в честь 100-летия со дня открытия станции Лихоборы на перроне сооружена памятная стела. Создана группой авторов под руководством Заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств Салавата Щербакова. №249.1769 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Так и хочется сказать "Первая ласточка". Хотя конечно она далеко не первая. А если учесть ещё, что тестовые обкатки начались ещё летом... Тем не менее снято было в первый час после запуска пассажирского движения - народа в поездах ещё не так много, ещё были свободные места. №888.294 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Исторические строения станции располагаются не только южнее её, но и севернее.
Ранее уже упоминалось, что станция строилась как центральная. Именно по этому вдоль станции расположено аж четыре поста централизации. Большего количества нет ни на одной станции МОЖД. Вот два из них.
В начале рассказа по мимо станции Лихоборы, упоминалось и про одноимённое локомотивное депо.
Чтобы его увидеть, нужно вернуться к началу нашего похода.
Собственно правда его теперь тоже трудно увидеть. И не только из-за произведенной электрификации путей, но и из-за построенной новой станции МЦК Коптево. Кстати, если пользоваться железнодорожной терминологией, то употребление слова "станция" в данном случае не корректно т.к. по их терминологии это является лишь остановочным пунктом. А станция это именно то, что было рассмотрено выше - комплекс железнодорожной инфраструктуры в отдельно взятом месте для проведения различных железнодорожных операций.
Станция Коптево является одной из пяти станций МЦК, которая не была открыта ко Дню города по причине не готовности пешеходного моста, ведущего к станции.
Вид всё так же - с Михалковского путепровода.
А депо Лихоборы кстати как раз расположено сразу за станцией. Его можно наблюдать из электрички либо со стороны улицы, проезжая по Михалковской улице. Не всё интересное правда можно разглядеть со стороны. А жаль, депо старое и как любые объекты железнодорожной инфраструктуры того времени несет в себе особый интерес. Например поворотный круг и красивые исторические цеха.
На фото не видно, но на самом деле работа там "кипит" каждый день, рабочих много с обоих сторон моста.
Здание на заднем плане - Театр и музей русской песни им. Людмилы Зыкиной. Бывший ДК "Железнодорожник" о чём ещё совсем недавно гласила надпись большими буквами на фасаде здания. Как по мне, так было лучше. Всё таки местность обязывает и вполне гармонирует.
На этом мы завершим нашу прогулку по окрестностям станции Лихоборы. Естественно в обзор вошли не все исторические строения той округи, а лишь наиболее интересные из них.
Так же хочется добавить что и по мимо железнодорожной инфраструктуры тамошняя местность довольна интересна. Рядом с южным спуском строющегося моста расположен исторический трамвайный круг Михалково. Ну а через северный спуск можно будет выйти к одноимённой усадьбе, а так же парку Петра Алексеева и головинским прудам.
MosDay.ru
Сообщения: 2740 01.01.2001 Москва
Добавлено: Понедельник 19 Сентября 2016 7:07 Заголовок сообщения:
Проанонсированно в соцсетях:
Мария Ригсби. гость
Добавлено: Вторник 08 Ноября 2016 7:13 Заголовок сообщения:
Большое спасибо, с удовольствием прогулялась с Вами по знакомым с детства местам. Желаю автору всего самого наилучшего и надеюсь продолжить фото экскурсии. Я искала фото МЦК и недавно открытых остановок (станций).