На нем располагаются Северный речной вокзал, от причалов которого отходят корабли, связывающие Москву с пятью морями, а также и Северный порт.
Его берега являются популярным местом отдыха. Близ водохранилища расположены водноспортивные комплексы (например, водный стадион "Динамо"). На акватории традиционно проводятся различные спортивные соревнования. В ноябре-апреле обычно замерзшее.
Площадь - 4 кв.км. Ширина 0.3-0.8 км, длина - около 9 км, глубина - до 17 м.
Строительство водохранилища началось на реке Химка в 1932 году, а 11 ноября 1936 года началось его наполнение.
Химкинское водохранилище посмотреть фотографии Для данного адреса на сайте введена единая историческая справка:
Химкинское водохранилище Единственное водохранилище в Москве, расположено на северо-западе. Площадь - 4 кв.км, ширина - до 0.8 км, длина - около 9 км, глубина - до 17 м. Строительство началось в 1932 году, а 1937 году закончено наполнение.
Это краткое описание будет автоматически отображаться под всеми фотографиями, имеющими такой же адрес, и в разделе Адреса Москвы.
Alexey Slizkov администратор
Сообщения: 3603 01.01.2001 Москва
Добавлено: Четверг 27 Марта 2014 15:59 Заголовок сообщения: История Химкинского водохранилища
Точное происхождение названия "Химка" пока не известно. Часто его связывают со словом "хинь", которое в южнорусских говорах употреблялось в значении "чепуха", "пустяки", "вздор". То есть гидроним Хинка может иметь приблизительно такой смысл: незначительная, пустяковая, бесполезная речка. Кстати говоря, речка Химка и сейчас немного больше ручья.
Новая история Химок связана с постройкой канала Москва-Волга, переименованного затем в канал имени Москвы. В 1937 году здесь появилось Химкинское водохранилище, и был открыт Северный речной порт, благодаря чему Москва впоследствии стала портом 5 морей.
Рядом с тихой и маленькой речкой Химкой водохранилище смотрится потрясающе: столб его воды поднимается на 27 метров. Не случайно фашисты, наступая на Москву, стремились разрушить плотину Химкинского водохранилища, чтобы затопить город.
Воды Химкинского водохранилища удерживает земляная плотина длиной 1.6 километра и высотой около 35 метров в долине реки Химки в московском районе Покровское-Стрешнево. По плотине проложена асфальтированная дорога, но доступ на плотину запрещен. Водохранилище имеет четыре залива: Верхний Химкинский, Воробьевский, Бутаковский и Захарковский. Большая часть водохранилища находится на территории Москвы. Спуск воды в Москву-реку из Химкинского водохранилища осуществляется через Сходненский деривационный канал и по шлюзам, о чем рассказано ниже, а так же по Лихоборскому каналу, созданному в 1940 году. Забранный в трубу Лихоборский канал отходит от водохранилища в районе Выборгской улицы, идет вдоль нее открытым руслом, впадает в Головинские пруды и далее где открытым руслом, где по трубам, сливаясь с речкой Лихоборкой, впадает в Яузу. Кроме того, спуск воды может осуществляться через аварийный водоспуск под Химкинской плотиной по реке Химке, проходящей далее в трубе под участком канала от шлюза №7 до шлюза №8 и впадающей в Москва-реку чуть выше шлюза №8.
Северный речной вокзал, грузовой порт и причалы были построены в 1936 году на сухом месте еще до заполнения водохранилища. Архитектор вокзала, в соавторстве с Владимиром Федоровичем Кринским, - Алексей Михайлович Рухлядев (1882-1946), построивший так же и Карамышевский гидроузел. В 1901 году Рухлядев окончил Казанскую художественную школу, и с 1903 по 1911 годы работал под руководством известного архитектора А.В.Щусева. Одно из сооружений, построенных им в те годы - церковь в селе Владимировка под Харьковом на Украине. В 1911 году Рухлядев закончил Высшее художественное училище Академии художеств. В 1919 году стал ректором Казанской художественной школы. В годы советской власти он проектировал комплекс Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года в Москве, а так же наземный вестибюль станции московского метро "Комсомольская", которые не сохранились. Владимир Федорович Кринский (1890-1971) спроектировал оформление шлюзов №7 и №8 на москворецком склоне канала имени Москвы.
Высота здания вместе с 27-метровым шпилем - около 85 метров. Шпиль венчает звезда, находившаяся в 1935-1937 годах на Спасской башне московского Кремля, до его реконструкции.
В парке перед зданием вокзала установлена скульптура девушки с парусной яхтой - копия скульптуры Ю.Куна, установленной на стрелке перед шлюзом №5.
Напротив Северного речного вокзала на берегу водохранилища у небольшого Захарковского залива в Тушино видны корабли музея Военно-Морского флота. Причалы Северного речного вокзала продолжаются грузовыми причалами Северного порта.
Сразу за Северным грузовым портом налево уходит Бутаковский залив, а через канал перекинут автомобильный мост Ленинградского шоссе. Он был построен в 1966-1969 годах рядом с мостом, сооруженным при строительстве канала в 1937 года. Впоследствии старый мост снесли.
За мостом направо отходит Воробьевский залив и виднеется гостиница "Союз-1".
Далее канал пересекают два моста Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Первый был открыт для движения в 1962 году при строительстве дороги, второй - в 1997 году при её расширении во время реконструкции. Здесь проходит граница между Москвой и Московской областью. По обеим сторонам канала расположен ближайший пригород - город Химки.
Следующий мост - железнодорожный, на линии Октябрьской железной дороги, ведущей в Санкт-Петербург. Он построен в 1937 году при сооружении канала.
В 1.5 километрах от моста находятся неприметные постройки заградительных ворот, у которых заканчивается Химкинское водохранилище. Отсюда до Клязьминского водохранилища теплоходы на протяжении 8 километров следуют по "Глубокой выемке", названной так еще во время строительства, потому что здесь, на водоразделе рек Химки, Клязьмы и Лихоборки, пришлось в горе на протяжении почти 6 километров вынуть грунт на высоту до 25 метров. "Глубокая выемка" завершается заградительными воротами, за которыми - Клязьминское водохранилище.
Заградительные ворота - устройства, позволяющие перекрыть участок канала в случае аварии, диверсии, а так же, если надо почистить дно. Во время прохода судов они, разумеется, открыты, и их не видно. Ориентирами служат только небольшие постройки по обеим берегам канала напротив друг друга, где находятся механизмы ворот.
В конце "Глубокой выемки" вдоль канала по правому берегу (в направлении от Москвы) тянется город Долгопрудный [вебкамеры], а слева в нескольких километров отсюда расположен аэропорт "Шереметьево", и можно наблюдать низколетящие самолеты, идущие на посадку или взлетевшие оттуда.
Тихомиров Валерий автор фотографий
Сообщения: 245 01.10.2010 Москва
Добавлено: Четверг 27 Марта 2014 20:12 Заголовок сообщения: Re: История Химкинского водохранилища
Alexey Slizkov писал(а):
В парке перед зданием вокзала установлена скульптура девушки с парусной яхтой - копия скульптуры Ю.Куна, установленной на стрелке перед шлюзом №5.
Я так понимаю, речь идет вот об этой скульптуре? Может стоит сделать для неё отдельный адрес?