Камергерский переулок - переулок в Тверском районе Центрального административного округа города Москвы. Прежние названия: проезд Художественного театра, Старогазетный, Одоевский, Спасский, Егорьевский, Кузнецкий, Квасной.
Проходит от Тверской улицы до Большой Дмитровки. Протяженность – 0,25 км. Нумерация домов ведётся от Тверской улицы. С 1998 года переулок является пешеходным и закрыт для проезда автотранспорта.
На протяжении истории переулок носил несколько названий, пока в конце XIX века не устоялось современное название Камергерский, по жившим здесь чиновникам, имевшим придворное звание камергера. В 1923 году в связи с 25-летним юбилеем находящегося здесь Московского художественного академического театра переулок был переименован в проезд Художественного театра. В 1992 году улице было возвращено историческое название.
В переулке сохранились исторические здания, авторами которых являются архитекторы Ф.О. Шехтель, М. Н. Чичагов, Б. В. Фрейденберг, Э. С. Юдицкий. Практически все строения Камергерского переулка отнесены к категории памятников архитектуры и ценных градоформирующих объектов.
Переулок связан с жизнью и творчеством деятелей русской культуры. Здесь жили писатели В. Ф. Одоевский, Ю. Ф. Самарин, Л. Н. Толстой, Ю. К. Олеша, М. А. Светлов, Э. Г. Багрицкий, Л. А. Кассиль, М. А. Шолохов, В. В. Ерофеев; актёры В. Н. Пашенная, В. И. Качалов, А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, Н. П. Хмелёв, С. В. Гиацинтова, Л. П. Орлова; живописец В. А. Тропинин; композитор С. С. Прокофьев и многие другие.
Переулок известен с XVI века, когда в квартале между ним и Георгиевским переулком был основан Георгиевский женский монастырь - первый родовой монастырь дома Романовых. Монастырь выходил в переулок северной каменной оградой, за которой находилось монастырское кладбище. В это время переулок был застроен преимущественно деревянными домами, его ширина составляла около 7 метров. Учитывая близость к Кремлю, здесь селились представители богатых и знатных московских родов. В доме отца Р. М. Захарьина, располагавшимся рядом с Георгиевским монастырём, провела своё детство первая жена царя Ивана Грозного Анастасия Романова.
В XVI-XVII веках переулок не имел устоявшегося названия и именовался Квасным, по жившим здесь когда-то квасникам, Егорьевским, по Георгиевскому монастырю, и Кузнецким, поскольку считался продолжением Кузнецкого переулка.
К XVII веку большая часть строений в переулке стала каменными. На пересечении с Тверской улицей была построена церковь Спаса Преображения с колокольней, по которой переулок некоторое время носил название Спасского. В это время в переулке жили представители фамилий Стрешневых, Долгоруковых, Милославских, Голицыных, Трубецких, Одоевских.
После сноса в 1787 году церкви Спаса Преображения переулок был несколько расширен. В конце XVIII - начале XIX века переулок считался продолжением находящегося по другую сторону Тверской улицы современного Газетного переулка и именовался Старогазетным, по печатавшейся в 1789-1811 годах в университетской типографии газете "Московские ведомости", и Одоевским, по самому большому зданию переулка - дому князей Одоевских.
Во время московского пожара 1812 года все дома в переулке и строения Георгиевского монастыря сгорели. После этого монастырь был закрыт, а за счёт дворов по северной стороне проезжая часть улицы была расширена до 15 метров. После 1812 года на улице строятся сохранившиеся до сегодняшнего дня здания, среди которых главный дом городской усадьбы Стрешневых и гостиница Шевалье (№ 4 стр.1).
Во второй половине XVIII века за переулком неофициально закрепилось современное название, в связи с тем, что трое живших здесь домовладельцев - В. И. Стрешнев, П. П. Бекетов и С. М. Голицын имели придворное звание камергера. С 1886 года название Камергерский стало официально упоминаться в документах городской управы.
В конце XIX - начале XX века здесь возникает ряд примечательных зданий, определивших современный вид Камергерского переулка: архитекторы Б. В. Фрейденберг и Э. С. Юдицкий сооружают на углу с Тверской улицей большой доходный дом Толмачёвой (№ 1/6)
по проекту В. А. Величкина строится комплекс доходных домов Обуховой и Оболенского (№ 5/7);
архитектором Ф. О. Шехтелем возводится здание электротеатра с выставочным залом (Музей МХАТ) (№ 3а)
и перестраивается главный дом усадьбы Одоевских под размещение Московского художественного театра.
С этого времени переулок тесно связан с историей Московского художественного театра: в близлежащих к театру зданиях открывается Школа-студия и Музей МХАТ, размещаются квартиры артистов театра. В связи с 25-летним юбилеем театра, в 1923 году Камергерский переулок был переименован в Проезд Художественного театра.
В 1920-е годы в переулке работало артистическое кафе "Десятая муза", в котором часто бывали В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. Я. Брюсов, С. А. Есенин и другие литераторы.
В 1930 году в начале переулка был построен жилой дом кооперативного товарищества "Крестьянская газета" (Дом писательского кооператива) - № 2, в котором поселились более 40 писателей и поэтов того времени, среди которых семьи В. В. Вишневского, Л. Н. Сейфуллиной, М. А. Светлова, В. М. Инбер, Н. Н. Асеева, Ю. К. Олеши, Э. Г. Багрицкого, В. П. Ильенкова, и других.
В 1930-е годы протяжённость переулка несколько сократилась за счёт сноса в ходе реконструкции Тверской улицы углового дома по чётной стороне и основной части доходного дома Толмачёвой по нечётной стороне переулка.
В ходе разработки Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года предполагалось включить переулок в состав нового Центрального полукольца. Однако эти планы реализованы не были.
В 1992 году решением Президиума Моссовета переулку было возвращено историческое название Камергерский.
Идея закрыть автомобильное движение в переулке возникала давно, однако лишь 26 октября 1998 года в соответствии с распоряжением бывшего мэра Москвы Ю. М. Лужкова в Камергерском переулке была торжественно открыта пешеходная зона. Улица была выложена гранитной брусчаткой, отреставрированы и архитектурно освещены фасады выходящих в переулок домов, с целью возвращения Камергерскому исторического облика 100-летней давности, были ликвидированы некоторые элементы современной архитектуры, установлены уличные фонари по рисункам архитектора Ф. О. Шехтеля.
Кроме этого, в ходе реконструкции в Камергерском переулке были заменены все коммуникации - телефонные и электрические кабели, водосток, канализация и водопровод. Тогда же в переулке был установлен памятник А. П. Чехову (скульптор М. К. Аникушин, архитекторы М. М. Посохин и М. Л. Фельдман). Ю. М. Лужков принял решение установить памятник писателю в углу, образованному домами № 2 и № 4, там, где долгое время находился общественный туалет, что вызвало многочисленную критику со стороны деятелей культуры. В частности против этого выступала вдова М. К. Аникушина, академик Д. С. Лихачёв, президент Российской академии архитектуры и строительных наук А. Г. Рочегов.
Коллектив архитекторов, реставраторов и строителей, участвовавших в создании пешеходной зоны, был признан победителем конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов.
В настоящее время в переулке работает два музея (МХАТ и музей С. С. Прокофьева), открыто большое количество ресторанов, кафе и магазинов, среди которых "Дом педагогической книги" - один из старейших книжных магазинов Москвы.
Практически каждый дом Камергерского переулка имеет историческую ценность и достоин отдельного описания.
MosDay.ru
Сообщения: 2740 01.01.2001 Москва
Добавлено: Воскресенье 08 Января 2012 1:00 Заголовок сообщения:
Камергерский переулок известен с XVI века. Прежние названия: проезд Художественного театра, Старогазетный, Одоевский, Спасский, Егорьевский, Кузнецкий, Квасной. Переулок связан с жизнью и творчеством деятелей русской культуры. Практически все строения Камергерского переулка отнесены к категории памятников архитектуры.
Моспешеход автор фотографий
Сообщения: 1433 04.05.2009 Москва, Покровские Ворота
Добавлено: Воскресенье 08 Января 2012 22:43 Заголовок сообщения:
А "электротеатр" - это, надо понимать, старое название кинотеатра?
Людмила Синдеева автор фотографий
Сообщения: 349 14.07.2010 Красноярск
Добавлено: Воскресенье 08 Января 2012 23:27 Заголовок сообщения:
Камергерский - моё любимое место в Москве, но вот никак руки не доходили поинтересоваться историей.
Елена, спасибо большое за интересную информацию, я восполнила пробелы в знаниях.
sev автор фотографий
Сообщения: 2244 11.05.2007 Москва
Добавлено: Понедельник 09 Января 2012 11:23 Заголовок сообщения:
Моспешеход писал(а):
А "электротеатр" - это, надо понимать, старое название кинотеатра?
Да, первые кинотеатры называли электротеатр, кинема-театр, кинематограф-театр или просто кинематограф. Основатель первого электротеатра "Пегас" в Москве - Александр Ханжонков. Сегодня это известный "Дом Ханжонкова", один из первых московских кинотеатров (Триумфальная пл. (пл. Маяковского), д.3).
Моспешеход автор фотографий
Сообщения: 1433 04.05.2009 Москва, Покровские Ворота
Добавлено: Понедельник 09 Января 2012 14:04 Заголовок сообщения:
По-видимому электротеатр Шехтеля (1915 год) в качестве синематографа так никогда и не использовался.
Дом Ханжонкова ("Пегас") открылся в 1913 году. К тому времени уже было много кинотеатров, в том числе и первый специально построенный (а не приспособленный) кинотеатр "Художественный" (1909 год).
sev автор фотографий
Сообщения: 2244 11.05.2007 Москва
Добавлено: Понедельник 09 Января 2012 19:01 Заголовок сообщения:
Моспешеход писал(а):
К тому времени уже было много кинотеатров, в том числе и первый специально построенный (а не приспособленный) кинотеатр "Художественный" (1909 год).
Что значит приспособленный (о каком кинотеатре идет речь)?
Моспешеход автор фотографий
Сообщения: 1433 04.05.2009 Москва, Покровские Ворота
Добавлено: Понедельник 09 Января 2012 23:21 Заголовок сообщения:
До постройки в 1909 году "Художественного" все кинотеатры располагались в приспособленных помещениях (бывших цехах, театрах и т.д.). "Художественный" был первым кинотеатром в СПЕЦИАЛЬНО спроектированном и выстроенном для показа фильмов здании.