MosDay.ru - Московский День
 MosDay.ruНовости · Гид · Афиша · Форум · Камеры · Фото · Адреса · Карта 
 МОСКВА / ФОРУМ / ЦЕРКВИ РегистрацияРегистрация   ВходВход 



 Фотографии

 Новости

 Web-камеры

 Справочник

 Афиша

 Карты

 Адреса

 Информация

 Форум

FAQпомошь
Поискпоиск
Пользователиучастники
Группыгруппы
Регистрациярегистрация
Вход для зарегистрированных пользователейвход




Rambler's Top100




История: Малый Ивановский переулок, дом 2 (монастырь)

посмотреть фотографии

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы -> Церкви
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Вторник 21 Июля 2009 15:11    Заголовок сообщения: История: Малый Ивановский переулок, дом 2 (монастырь) Ответить с цитатой

Ивановский монастырь

Точная дата основания монастыря не установлена, но известно, что в 1415 году существовал Ивановский мужской монастырь "под Бором" в Замоскворечье, в Черниговском переулке близ Пятницкой улицы. Ещё известно, что в конце XIV века на месте монастыря близ Кулишек жил старец , который предсказал великому князю Василию Дмитриевичу рождение сына Василия. Где-то в это время и состоялся перенос Ивановского монастыря из Замоскворечья на Кулишки, в дальнейшем переросшего в женскую обитель.

Предполагается, что время её создания относится к периоду княжения Ивана III (1462-1505 гг.), но, возможно, что монастырь был заложен и раньше, поскольку архитектура церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Николая Угодника и Казанской иконы Божией матери над Святыми воротами соответствовала архитектуре XIV-XV столетий. По другой же версии, Ивановский женский монастырь был основан в 1533 году великим князем Василием III и его женой Еленой Глинской в честь рождения их сына Ивана IV (тот, что позже стал Грозным) и праздника Дня усекновения главы Иоанна Предтечи. Впервые монастырь упоминается в исторических актах в 1604 году.

Каменная церковь Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца была построена в 1657 году, а в 1701 году при содействии Петра I в монастыре возвели каменную крестовую палату с сенями.

В 1753-м территорию Ивановской обители огородили каменной стеной, длина которой по периметру составила 263 метра. Во двор монастыря вели двое ворот: Святые (северные), напротив Хохловского переулка, и Восточные, выходящие в Малый Ивановский переулок. Над двухарочными Святыми воротами стояла церковь памяти Происхождения Честных Древ, с севера к ним примыкала келья настоятельницы, а с юга - сторожка.

В центре двора находился собор Иоанна Предтечи с трапезной и колокольней с северной стороны. К юго-западному углу трапезной прислонялась одноэтажная палата тюрьмы с подвалами под трапезной и собором.

Экономика монастыря основывалась на вкладах царской семьи, знатных покровителей и подаяниях. Такое хозяйство называлось "ружным". Монастырь имел своих крестьян. Так, по состоянию на 1700 год за ним числилось 37 крестьянских дворов, в 1744 году у него уже был в распоряжении 221 крестьянин, а к 1812 году число их возросло до 813. Помимо подаяний и вкладов монастырь получал финансовую поддержку и со стороны государственной казны.

Были в монастыре и "рабыни". Так, в 1624 году в него были направлены для чёрных работ шесть пленных женщин и жена казака Рудкова Офимьца... В 1726 году в монастыре по просьбе князя Давыда Волконского была пострижена его мать Анастасия, урождённая Демидова, вдова князя Владимира Волконского. Обряд пострижения совершала игуменья Мария Цимерманова.

Естественно, что вместе с пострижением в обитель поступала значительная денежная сумма на её содержание, а также в пользу монастырской казны. Потомки князя Семёна Романовича Пожарского, убитого в 1659 году крымским ханом за дерзость (плюнул в лицо хану), подарили монастырю в 1700 году село Вытнево на реке Угреде, сельцо Юрьевское и деревню Сафоново Московского уезда "на помину души его и жены княгини Авдотьи Васильевны".

В годы польской интервенции монастырь был разграблен, а в 1654 году чума унесла из жизни сто монахинь из ста тридцати. Ну и к тому же частые пожары несколько раз становились причиной закрытия обители.

С 1654 года у стен Ивановского монастыря проводились так называемые "бабьи шерстяные ярмарки". Ежегодно 29 августа в день памяти Иоанна Предтечи "монахини и белицы выносили за ворота свои рукоделия: нитки, пряденую шерсть, кружева, чулки и прочее. Всё это они распродавали на ярмарке, которая впоследствии расширилась и существовала довольно долго" (И.К.Кондратьев. "Седая старина Москвы").

Ивановский монастырь волей судеб несколько отличался от других женских монастырей. Во-первых, в его стены не впускали посетителей, а выход инокиням в город разрешался лишь в крайних случаях. Во-вторых, большинство инокинь были людьми со светским образованием и знанием иностранных языков, поэтому в обители многие из них переводили духовные книги на русский и иностранные языки. В-третьих, поскольку он располагался неподалёку от пыточной Тайной канцелярии (угол Мясницкой и Большого Златоустинского переулка), то был вынужден содержать в своих стенах или уголовных преступниц или вероотступниц.

Первой узницей знатного рода была вторая супруга царевича Ивана, старшего сына Ивана Грозного, царевна Пелагея Михайловна Петрова-Соловая, в иночестве Параскевна. По настоянию Грозного она была насильственно пострижена в Белозёрском монастыре, а затем перевезена сюда. В этом остроге она прожила до 1620 года, то есть на 39 лет пережила своего супруга. Тело царевны после её смерти было перенесено в великокняжескую усыпальницу Вознесенского монастыря.

Есть нечёткие сведения, будто бы в том же 1620 году скончалась и первая жена царевича Ивана Евдокия Богдановна Сабурова, насильно постриженная ранее и находившаяся в этом же монастыре под именем Александры.

Содержалась в обители и старица Таисия из знатного рода князей Масальских, которая переписывалась с князем Василием Васильевичем Голицыным, участником заговора против Василия Шуйского и одним из претендентов на царский трон в 1606-1610 годах. А по утверждению Карамзина здесь в 1610 году была заключена и его супруга - царица Мария Петровна Шуйская, перевезённая потом в Покровский Суздальский монастырь.

На кладбище при монастыре были захоронены князья Засекины, Волынские, Ознобишины, Хомутовы, Ордын-Нащокины, Резановы, Елизаровы, Окуньковы, Оболенские, Лихаревы... Здесь же похоронили двух "христоверов", начальников раскола - муромского крестьянина Ивана Тимофеевича Суслова и его преемника, бывшего стрельца, Прокопия Даниловича Лункина. С помощью старицы Анастасии (Агафьи Карповой) они основали в монастыре секту "духовных христиан" или, как их ещё называли, "хлыстовцев", в основу учения которых было положено убеждение о возможности прямого общения со Святым Духом, а также о воплощении бога в праведниках секты - "христах" и "богородицах". На могиле Лункина (он был в секте "Христом") соорудили каменный памятник и на гробнице написали похвалу святости погребённого... Когда в 1739 году благодаря расследованиям знаменитого сыщика и грабителя Ваньки Каина (Иван Осипов Каин, 1718-1755) была обнаружена хлыстовщина, останки обоих лжеучителей были вырыты палачами, вывезены в поле и там сожжены. Старицу же Настасью согласно Синодальному указу от 17 июня 1734 года как "ересеначальницу", у которой "бывали сборища, на коих совершались богопротивные действия", приговорили к смертной казни , а её сподвижниц - к ссылке в дальние монастыри на тяжкую работу.

Одной из самых известных узниц Ивановского монастыря была помещица-"людоедка" Дарья Николаевна Салтыкова (1730-1801), получившая прозвище Салтычиха. Она была третьей дочерью помещика Николая Артомоновича Иванова и внучкой крупного должностного лица конца XVII века, думного дьяка Артомона Ивановича Иванова (он возглавлял Поместный приказ, а позже ведал ещё Иноземским, Рейтарским и Пушкарским приказами). Замуж Дарья вышла за ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова, представителя знатного дворянского рода, родила ему двух сыновей и в 26 лет овдовела. После смерти мужа она стала единоличной хозяйкой 600 крестьян и огромных владений в Костромской, Вологодской и Московской губерниях. Постоянно помещица проживала на углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки, а отдыхать любила в селе Троицком Подольского уезда (район нынешнего Тёплого Стана). В течение 7 лет Салтычиха замучила до смерти 139 душ, преимущественно женщин, в том числе несколько девочек 11-12 лет. Главной причиной её гнева было нечистое мытье платья или полов. Обыкновенно она начинала "наказывать" сама, нанося побои скалкой, палками, поленьями, раскалённым утюгом... Затем, по ее приказанию, конюхи били провинившуюся розгами, батогами, кнутом и плетьми. Под влиянием криков барыни: "Бейте до смерти, бейте сильнее !", последние нередко исполняли в точности ее приказ. После истязаний жертву снова заставляли мыть полы, чего обычно обессилевшие девушки делать были уже не в состоянии. В случаях особого исступления она морила голодом, привязывала голых на морозе, обливала кипятком, брала за уши горячими щипцами, кидала с высокого крыльца и т. п. Так, убивая крестьянку Ларионову, Салтычиха в приступе бешенства схватила свечу и поднесла пламя к волосам девушки, а крестьянку Петрову в ноябре месяце загоняли палкой в пруд и заставляли стоять по горло в воде по нескольку часов.

Любовником Салтычихи был дворянин Николай Андреевич Тютчев (позже его родственник - Иван Тютчев, отец великого русского поэта, - приобретёт село Троицкое). Однако он решил жениться на другой - брянской дворянке Пелагее Денисовне Панютиной. Салтычиха, узнав об этом, накупила горючих веществ и приказала челяди подпалить дом Тютчева, да так, чтобы непременно в огне погибли и он, и его невеста. Но слуги поручения не выполнили, побоялись убивать дворянина. Была ещё одна попытка со стороны Салтыковой отомстить бывшему любовнику, но и она закончилась ничем.

Страшные деяния её стали известны в 1762 году. Двое крепостных Савелий Мартынов и Ермолай Ильин (у последнего Салтыкова убила трёх жён) бежали в Петербург и подали только что взошедшей на престол Екатерине II жалобу на душегубку. Молодая императрица прореагировала незамедлительно, взяв под личный контроль это дело. Салтычиха все обвинения отрицала и Тайная канцелярия подала запрос о возможности подвергнуть непокорную пыткам в целях получения признания.

Но государыня приказала поначалу попробовать устыдить злодейку, для чего предписывалось определить в дом Салтыковой самого честного и знающего священника. Батюшка четыре месяца обрабатывал помещицу, но потом объявил, что "сия дама погрязла в грехе" и добиться от неё раскаяния невозможно. 17 мая 1764 года на Дарью Николаевну Салтыкову было наконец заведено уголовное дело. Юстиц-коллегия провела следствие и в 1768 году признав, что Салтычиха "немалое число людей своих мужеска и женска пола бесчеловечно, мучительски убивала до смерти", приговорила её к смертной казни.

Но Екатерина II своим указом от 12 июня 1768 года приказала лишить Салтычиху дворянства, всех званий, имущества, материнских прав и постановила впредь именовать "сие чудовище мущиною". Мздоимцы и взяточники, покрывавшие убийцу, были отправлены в ссылку, подельников её приговорили к публичной порке, вырыванию ноздрей и последующей вечной каторге в Нерчинск, а главную виновницу 17 ноября 1768 года подвергли гражданской казни на Красной площади: возвели на эшафот, приковали цепями к позорному столбу и повесили на грудь табличку со словами "Мучительница и душегубица". После часового стояния её заключили в яму под Соборной церковью Ивановского монастыря.

11 лет содержалась она в тёмном склепе под охраной солдата. Свечку в темницу вносили только на время еды, которую он ей подавал. От караульного солдата Салтычиха родила ребёнка. После этого остальные 22 года Дарья Салтыкова провела в специальной клетке, пристроенной к собору, на виду у всех прихожан. Умерла она в 1801 году и похоронили её на кладбище Донского монастыря. Кстати, надгробие её сохранилось до наших дней.

Почти одновременно с Салтычихой в Ивановском монастыре томилась другая узница, которую многие называют "русской железной маской". В 1785 году в обитель доставили молодую женщину, под конвоем, в карете, окна которой были плотно задёрнуты занавесками, и поселили в отдельном домике из трёх комнат, построенном у восточной стены монастыря, рядом с покоями игуменьи. В двух жила узница, в третьей - ее келейница. Занавески на окнах были всегда задернуты, монастырские служители бесцеремонно отгоняли от домика всех не в меру любопытных.

Узница приняла постриг и стала инокиней Досифеей. Жила Досифея в строжайшем затворе, и лицо её долгие годы разрешено было видеть только игуменье, келейнице, монастырскому священнику и его причетнику. Иногда, по ночам, её проводили в надвратный храм по специально сколоченному для этой цели дощатому коридору и закрытой с боков лестнице. Причетник запирал храм изнутри, и священник начинал службу для одной-единственной богомолки.

Рассказывают, что на имя Досифеи регулярно приходили из Петербурга, из казначейства, значительные суммы, дополняемые щедрыми пожертвованиями «от неизвестных лиц». После смерти Екатерины II и, в особенности, в первые годы царствования Александра I режим монастырского заточения был заметно смягчен, и Досифею смогли посещать новые лица, в частности, московский купец Шепелев. В эти годы в разговорах с близкими ей людьми инокиня Досифея стала упоминать иногда и свое мирское имя — Августа. Имя это слышала из её уст, в частности, девица Гликерия Головина, которая некоторое время обучалась в монастыре и сумела внушить к себе доверие Досифеи. Воспоминания Головиной опубликовал в 1865 году её внук Смагин на страницах газеты «Современная летопись». По словам Головиной, Досифея показывала «медальон с портретом императрицы Елизаветы и говорила о каком-то письме, которое она долго при себе хранила и, которое, как ни тяжело было ей, как ни много над ним плакала она, но решилась наконец сжечь, вероятно, это было письмо ее матери».

Досифея умерла 4 февраля 1810 года. Похороны её, по словам очевидцев, превратились в торжественное печальное шествие по Солянке к Таганской площади, а оттуда к Новоспасскому монастырю, в котором размещалась усыпальница Романовых. Катафалк окружали монахини в чёрном, присутствовал епископ. На отпевание инокини прибыла вся знать во главе с главнокомандующим Московским гарнизоном графом Гудовичем, присутствовали генералы в парадных мундирах и при орденах, сенаторы и прочие вельможы. Однако, несмотря на почти царский ритуал похорон, инокиню Досифею опустили в могилу, вырытую справа от ворот у монастырской стены. На каменной плите написали: "Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля 4, 1810 г. Всего ея жития было 64 года. Боже, всели ее в вечных Твоих обителях !" В 1910 году, спустя 100 лет, над могилой Досифеи соорудили небольшую часовню, сохранившуюся до нашего времени.


Кем же была эта таинственная Досифея? Почему похоронили её не в Ивановском монастыре, а в Новоспасском - фамильной усыпальнице царственного рода Романовых? Историки предполагают, что под "железной маской" скрывали внебрачную дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского Августину - возможную претендентку на русский престол, имевшую больше прав на корону, нежели немецкая принцесса Екатерина. А ещё был портрет - один-единственный - Досифеи, на обратной стороне которого чёрной краской было написано: "Принцесса Августа Тараканова во иноцех Досифея, пострижена в Москве Ивановском монастыре". Ну и такой момент: имя "мученицы Августы" упомянуто в святцах 24 ноября. Именно в этот день, в 1741 году, начался дворцовый переворот, который привёл на российский трон Елизавету Петровну. А спустя год, 24 ноября 1742 года, состоялось тайное венчание Елизаветы и графа Разумовского. Почему не могли родители дать дочери имя святой, поминающейся в день их венчания? Ну и опять же - пышные похороны в Новоспасском монастыре... Всё говорит за то, что Досифея являлась настоящей княжной Таракановой, которую императрица Екатерина II изолировала и от внешнего мира, и от мыслей о престоле российском.

Досифея умерла в 1810-м, а через два года Наполеон напал на Россию. Часть сокровищ игуменья успела отправить с большей частью монахинь в Вологду ещё до прихода французов в город. В монастыре оставалось лишь несколько стариц да игуменья Елпидифора. Пожар 1812 года не пощадил сию обитель - почти ничего от неё не осталось. Одни головешки. Решением Синода монастырь в 1813 году был упразднён. Соборную церковь перевели в разряд приходских с зачислением в Никитский сорок, а в других зданиях разместили конторы и оборудоволи квартиры для служащих при Синодальной типографии.



Высочайшим разрешением императора Александра II в 1859 году приступили к обновлению Ивановского монастыря. Нашли и источник финансирования: перед смертью вдова подполковника Макарова-Зубачёва Елизавета Алексеевна завещала монастырю необходимую сумму на его восстановление и строительство в нём новых зданий.

После её смерти в 1858 году судьбу восстановления взяла в свои руки купчиха М.А.Мазурина. Она начала свою деятельность с того, что "выгнала всех синодальных служащих и священника, сломала все прежние здания, вывела фундаменты для новых, построила великолепную каменную ограду вокруг всего монастыря, и дальше дело застопорилось. Она в течении более десятка лет упорно отказывалась от достройки монастыря, вероятно, потому, что по поверью, существующему среди московского купечества и духовенства, в новой церкви первым покойником должен быть храмоздатель. Умирать же ей не хотелось, и она не торопилась с окончанием постройки.

Только 5 октября 1879 года главный собор был освящён. Тогда же была открыта заново отстроенная больничная церковь святой праведницы Елизаветы. Проект нового комплекса разработал архитектор М.Д. Быковский. По завершении работ монастырь предстал комплексом, объединённым в стройный ансамбль с огромным четырёхстолпным собором в центре (купол его - копия купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции), окружённым высокими каменными стенами. При монастыре были организованы церковное училище для девочек-сироток и больница для монахинь всех московских монастырей, иконописная школа для сестёр обители, ясли для детей подкидышей. Во время войны с Турцией в 1877-1878 годах в обители был оборудован госпиталь для раненых воинов и открыта духовная библиотека. К 1908 году монастырь владел хутором Черенцово, находящимся недалеко от Химок; там же стояла деревянная церковь Сергия Радонежского, церковноприходская школа и 150 десятин леса. В штате монастыря числились: игуменья, 20 монахинь, 200 послушниц.



Ивановский монастырь закрыли в 1918 году, одним из первых в Москве. Помещения заняли под концлагерь ВЧК-ОГПУ-НКВД (Ивановский особый концентрационный лагерь принудительного труда; такие же лагеря организовали в Спасо-Андрониковом и Новоспасском монастырях, содержались там, главным образом, белогвардейцы и сочувствующие им лица), позже под филиал Таганской тюрьмы. Затем здесь находилась заочная юридическая школа НКВД-МВД. А в надстроенном настоятельском корпусе располагалась лаборатория полевой криминалистики.

Летом 1941 года отсюда уходили на фронт в тыл врага диверсионно-разведывательные подразделения истребительного мотострелкового полка УНКВД Москвы и Московской области, сформированного из добровольцев - сотрудников милиции и трудящихся. Внутри монастырского комплекса поставлен монумент - пятиметровый обнажённый меч, у основания которого высечен текст: "Вечная слава партизанам и воинам - сотрудникам органов внутренних дел, погибшим в боях под Москвой 1941-1942 гг."

В 1980-х годах в соборе находился Центральный государственный архив Московской области, а восточный корпус келий принадлежал 1-му району эксплуатации теплосети "Мосэнерго". В домах же причта размещались швейная фабрика и жилые квартиры.



До сих пор часть монастырских помещений занимает Юридический университет МВД РФ, несколько строений в 1992 году передали Братству Святого князя Владимира. 11 октября 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Ивановского монастыря. В церкви Елисаветы возобновили богослужения, а у стен монастыря открыли лавку церковной утвари и столовую, где можно попробовать монастырской трапезы.

В монастыре находятся такие святыни, как частицы мощей Иоанна Крестителя и Смоленская икона Божией Матери.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Понедельник 03 Августа 2009 14:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Почему-то не работает линк между фото и адресом.

От Администрации: По причине некорректного указания адреса. Вы указали "История: Малый Ивановский переулок, дом 2 (Ивановский монаст" - скобка открыта, но не закрыта, а надо было "История: Малый Ивановский переулок, дом 2". Раньше до этого Вы корректно указывали адреса и все работало. Исправлено!
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
MosDay.ru



Сообщения: 2408
01.01.2001
Москва

СообщениеДобавлено: Понедельник 03 Августа 2009 15:25    Заголовок сообщения: Описание: Ивановский монастырь Ответить с цитатой

Малый Ивановский переулок, дом 2 (монастырь)
посмотреть фотографии
Для данного адреса на сайте введена единая историческая справка:
Ивановский монастырь
Основан предположительно в XV-XVI веке (впервые упоминается в 1604 году). Огородили каменной стеной в 1753 году. Современные постройки и стены женского монастыря возведены в 1858-1879 годах. В 1918 году закрыли. В 1980-х годах здесь размещались госархив МО, "Мосэнерго", швейная фабрика и квартиры. В 2000 году вновь возобновили богослужения, но значительная часть помещений все еще используется организациями МВД.
Это краткое описание будет автоматически отображаться под всеми фотографиями, имеющими такой же адрес, и в разделе Адреса Москвы.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить сайт автора
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Понедельник 03 Августа 2009 15:53    Заголовок сообщения: Re: Описание: Ивановский монастырь Ответить с цитатой

MosDay.ru писал(а):
Описание: Ивановский монастырь
Основан предположительно в XV-XVI веке (впервые упоминается в 1604 году). Огородили каменной стеной в 1753 году. В 1918 году закрыли. В 1980-х годах здесь размещались госархив МО, "Мосэнерго", швейная фабрика и квартиры. В 2000 году вновь возобновили богослужения.
Давайте немножко изменим и уточним:
Современные постройки и стены Ивановского монастыря возведены в 1858-1879 годах (архитектор М.Д. Быковский). Частично разрушены и перестроены после ликвидации монастыря в 1918 г. и передачи строений в ведение ВЧК-ОГПУ. Женский монастырь вновь открыт в 2000 г., ведутся реставрационные работы, но значительная часть помещений все еще используется организациями МВД.

От Администрации: Краткое описание дополнено, но ключевое слово здесь - КРАТКОЕ! А получилось недопустимо длинно...
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Вторник 04 Августа 2009 15:09    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне показалось, что мое описание короче предложенного MosDay.ru.
Про "Мосэнерго" и швейную фабрику --это второстепенная информация, для краткого описания излишняя. То же и про стену: чего писать, когда ее давно нет? А вот Быковский важен, он и в других постройках отметился. Может мы соберемся сделать подборочки по знаменитым архитекторам - тут и пригодится...

От Администрации: Много что планируется... Будет и по архитекторам! Будет и навигация, именно по истории удобнее.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Четверг 10 Июня 2010 10:47    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот так монастырь выглядел, когда был совершенно новеньким:
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
ответить
Ваше сообщение:

смайлики
расширенная форма
Ваше имя:
Код подтверждения: *
Вы вошли, как незарегистрированный пользователь, поэтому необходимо ввести еще и этот проверочный код:

 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы -> Церкви Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

Перейти:  










горячие темы 
Зарядье: История и уничтожение истории

Где в Москве отпраздновать личное событие?

В предверии Нового года

Что подарить брату на 30 лет?

Окна пластиковые или деревянные?

А вы пьете воду из-под крана?

Куда податься за мебелью?


 ГЛАВНАЯ · ФОТО · ГИД · КАРТА · НОВОСТИ · АФИША · АДРЕСА · ИНФО · КАМЕРЫ · ФОРУМ