MosDay.ru - Московский День
 MosDay.ruНовости · Гид · Афиша · Форум · Камеры · Фото · Адреса · Карта 
 МОСКВА / ФОРУМ / ДОМА СТАРЫЕ РегистрацияРегистрация   ВходВход 



 Фотографии

 Новости

 Web-камеры

 Справочник

 Афиша

 Карты

 Адреса

 Информация

 Форум

FAQпомошь
Поискпоиск
Пользователиучастники
Группыгруппы
Регистрациярегистрация
Вход для зарегистрированных пользователейвход




Rambler's Top100




История: Сретенский бульвар, дом 6 (Дом общества Россия)

посмотреть фотографии

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы -> Дома Старые
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
MosDay.ru



Сообщения: 2408
01.01.2001
Москва

СообщениеДобавлено: Пятница 03 Июля 2009 19:30    Заголовок сообщения: История: Сретенский бульвар, дом 6 (Дом общества Россия) Ответить с цитатой

Доходный дом страхового общества "Россия"



Дом страхового общества "Россия" - громадное здание, занимающее целый квартал, построено в 1899-1902 годах по проекту архитекторов архитекторами А.И. фон Гогена и Н.М.Проскурина для страхового общества "Россия". Кованая ограда с эмблемой общества создана по проекту О.В.Дессина. После 1917 года здание последовательно занимали РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос.

Альтернативные названия: "Сретенский замок", "Дом России".
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить сайт автора
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июля 2009 17:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Архитектор дома "Россия" скорее всего звался Николай Михайлович ПроскурНин (часто в источниках попадается фамилия ПроскуРин, но это наверное ошибка).

ПРОСКУРНИН Николай Михайлович
(3.11.1861-1942)
Член Петербургского общества архитекторов с 1892 г.
Родился в м. Ливны. Ученик Академии Художеств с 1883 г. В 1887 г. - 2-я серебряная медаль, 2-я золотая медаль. В 1888 г. - звание классного художника 3 степени. В 1893 г. удостоен звания классного художника 2 степени за программу: "Проект гостиницы для приезжающих в столичный город"; в 1894 г. - звание классного художника 1 степени.
Видный архитектор, работал в Петербурге, Москве, Риге и других городах.
Постройки: в Петербурге: Здание Высших женских естественных курсов и гимназии М.А. Лохвицкой-Сколан. Кузнечный пер., 9 (1912-14. Совм. с Л.И. Катониным).
Проекты: Конкурсный проект театра для г. Иркутска. - 2 премия//Зодчий. - 1893. - Л. 45.
Гейслер М. Сельская церковь на 500 человек в имении В.Ф. Засецкой //Зодчий. - 1894. - Л. 1-2.
Конкурсный проект Полтавского ремесленного училища. - Фасад, план. - 2 премия Зодчий. - 1895. - Л. 7.
Навес для скота. Ледник при отделе сельскохозяйственных продуктов на Всероссийской выставке в Н.Новгороде. - Фасад, план//Строитель. 1895. - Вып.18-19. С.30.
Здание продуктов скотоводства Нижегородской выставки. - Фасады, разрез, план//Строитель. - 1896. - Стлб. 527-528.
Павильон метеорологической станции. - Фасады, разрез, план//Там же. - Стлб. 529-532.
Павильон общества спасения на водах//Там же.- Стлб. 531-536.
Дом страхового общества "Россия" в Москве//Зодчий. - 1905. - Л. 23-25.
Доходный дом страхового общества "Россия" в Риге. - Планы, фасад. С.104-105//Ежегодник ОА-Х. - Вып.1. С.104-105; Зодчий. - 1908. - Л. 16.
Особняк. Строгановская наб., N 9а. СПб. - Общий вид, разрез, планы//Ежегодник ОА-Х. - Вып.5., - 1910. - С 116-117.

Литература:
Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Л., 1982; Кондаков С. С.376.


В начале прошлого столетия еще не существовало понятий "бизнес-класс" и "элита" применительно к жилой недвижимости. Но, само собой разумеется, по-настоящему фешенебельными считались собственные особняки. Квартиры, даже самые шикарные, котировались рангом ниже. Но с начала века, когда началось бурное строительство доходных домов, среди них выделились самые дорогие, которые можно условно считать бизнес-классом. Самым престижным был, несомненно, дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре, построенный в 1902 году по проекту архитектора Н. М. Проскурнина.

В XVIII столетии на этом месте был так называемый старый почтамт, или "двор, где почтальоны живут". Но со временем тех почтальонов перевели в гораздо более удобное строение на улице Мясницкой, дом 40. Здесь же обосновалась панорама под названием "Царь-град", а затем Театр общедоступных и народных представлений "Скоморох". Он был до такой степени народным, что приходилось укреплять на стенах пояснительные надписи "С места на место не переходить: отовсюду видно хорошо". Или "Бис — означает повторить".

Но в 1899 году закрылся и театр: страховое общество "Россия", одно из самых богатых в государстве, решило строить тут доходный дом. Да не простой, а роскошный, для самых шикарных жильцов. Здесь, например, в подвале оборудовали одну из первых в городе электростанций.

Со строительством спешили, поэтому не обошлось без жертв. В 1901 году газета "Московский листок" сообщала: "В строящемся доме страхового общества "Россия", на проезде Сретенского бульвара, рабочие с третьего этажа спускали по канату деревянный бак. Канат был прикреплен к оконной перекладине, которая не выдержала тяжести и, сорвавшись, придавила рабочего, крестьянина Петра Безина, получившего ушибы всего тела и перелом правой руки. Пострадавшего отвезли в Старо-Екатерининскую больницу".

Однако это обстоятельство не образумило заказчиков. Темп стройки не замедлили. И в результате спустя год здание стали заселять.

Этот дом просто не может не обратить на себя внимания. Каждый пешеход, за редким, совершенно непонятным исключением, проходя мимо, размечтается: дескать, а вот бы я в этом доме жил. Принимал бы тут гостей, а после провожал их к метро "Тургеневская", теплым летом мы прогуливались к станциям подальше, а к полуночи я возвращался домой, включал свет в этом окне, ставил чайник, выходил на балкон, на свой балкон, стоял и смотрел на редких поздних пешеходов, куда-то торопящихся Бобровым переулком. А придя домой, иной из них раскрыл бы старенький путеводитель по Москве и прочитал: "Следующий квартал занимают два огромных жилых корпуса, построенных в 1899-1902 годах для общества "Россия" — одной из крупнейших страховых компаний, которая часть своих миллионных доходов вкладывала в строительство и эксплуатацию многоквартирных, хорошо оборудованных домов. Квартиры в этих домах были крайне дороги — снимали их только очень состоятельные люди. Автор проекта архитектор Н. М. Проскурнин придал зданию черты позднего итальянского ренессанса. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье считал этот дом самым красивым в Москве. Прекрасная решетка между корпусами сделана по рисунку О. Дессина".

Впрочем, история этого дома не ограничивается изложенными сведениями. Тут гостил художник Репин (он писал портрет доктора Лызина, какого-то счастливого здешнего квартиранта). В квартире номер 85 было правление Футбольной лиги. А после революции в доме "России" разместился Наркомпрос, которым заправляла сама Крупская, и к ней ходили на поклон столичные интеллигенты. Кстати, одно из подразделений Наркомпроса (под названием Лито) описано Булгаковым в "Записках на манжетах". Делать там было абсолютно нечего, там совершенно не платили денег, и оно совсем не походило на государственное учреждение: "Плетеный дачный стул. Пустой деревянный стол. Раскрытый шкаф. Маленький столик кверху ножками в углу. И два человека". Вскоре после поступления в Лито Булгакова уволили оттуда. "За расформированием".

Тем не менее там изредка устраивались так называемые литературные пятницы. Ими заправлял Валерий Брюсов, и поэт Иван Грузинов вспоминал об этом: "Он очень долго, чуть-чуть грассируя, читал свои новые стихи, сопровождая чтение обычными для него телодвижениями и жестами: мелкими шажками движется вперед, такими же шажками отступает назад. Точнее — Валерий Брюсов движется по диагонали четырехугольника эстрады. Вот он размеренно поднимает руки, вот опускает их. Изредка, особенно в паузах между окончанием чтения одного и началом чтения другого стихотворения, Валерий Брюсов принимает позу, которая придана ему на бессмертном портрете работы Врубеля".

Впрочем, в том же Наркомпросе происходили не только вечера поэта Брюсова и ничегонеделание писателя Булгакова. Тут, например, склочничали жены Горького и Каменева (обе рвались руководить театральным отделом).

Именно здесь, в Лито, отвергли первый, собранный уже при новой власти, сборник цветаевских стихов.

— Лито ничего не печатает, но все покупает,— надоумил ее Ходасевич.

Однако поэтессе ничего не заплатили. И только через год вручили рецензию коллеги Брюсова: "Стихи М. Цветаевой, как не напечатанные своевременно и не отражающие соответственной современности, бесполезны".

Александра же Толстая, дочь Льва Николаевича, вспоминала о реальном, а не выдуманном самоубийстве: некий Павел, секретарь замнаркома Эпштейна, поначалу поразил ее своими рисковыми для госучреждений фразами: "Эх, этот бюрократизм! Тоже коммунистами себя величают. Доклады, приемы, а люди? Какое им до них дело? Карьеризм, генеральство, формализм, ничего не видят, да и не хотят видеть, что делается вокруг — беднота, недовольство — презрение к человеку. Что они для народа сделали? Одну буржуазию уничтожили, а народили новую буржуазию". Вскоре после этого товарищ Павел застрелился.

Здесь же располагалось Главное артиллерийское управление Красной армии, куда однажды заглянул сам Ленин. Это произошло в 1920 году. Ленин пришел сюда с Максимом Горьким, чтобы осмотреть новый прибор для корректирования стрельбы по вражеским аэропланам. Горький затем вспоминал: "В сумрачной комнате вокруг стола, на котором стоял аппарат, собралось человек семь хмурых генералов, все седые, усатые старики, ученые люди. Среди них скромная штатская фигура Ленина как-то потерялась, стала незаметной. Изобретатель начал объяснять конструкцию аппарата. Ленин послушал его минуты две, три, одобрительно сказал: — Гм-гм! — начал спрашивать изобретателя так же свободно, как будто экзаменовал его по вопросам политики".

Впрочем, дом все-таки оставался зданием жилым. Тут обитали большей частью привилегированные интеллигенты — академик Ферсман, химик Курнаков, актер Хмелев, исследователь-офтальмолог Авербах и многие другие официально признанные гении Советского Союза.

До войны тут жила героиня Наташа Ковшова. Впрочем, тогда она была обычной школьницей, которой посчастливилось жить в доме страхового общества "Россия".

А в конце 40-х в доме открылся первый московский пункт проката. Словом, этот дом был первенцем не только в отношении электричества.

Понятно, что со временем большая часть квартир превратилась в коммуналки. Причем не только из-за "уплотнительной" политики властей, а и естественным образом: люди разводились, женились, в квартирах площадью более 200 м жили несколько поколений, при этом не всегда родственников. Некоторым еще в советское время давали отдельные квартиры.

Одна из жительниц дома при переезде прихватила с собой облицовку старинного камина. Причем сделала это скорее на память и на тот случай, если когда-нибудь у нее появится дача. Куски керамики так и провалялись в кладовке до перестроечных лет. А тут вдруг к ней в гости приехала приятельница-американка. Случайно увидела облицовку камина и упросила продать. "Только, ты извини, я вряд ли смогу дать тебе реальную стоимость. Я могу заплатить только $2000". Женщина открыла рот от удивления. В конце 80-х это были огромные деньги, а она считала, что облицовка не стоит вообще ничего. Так дом богачей помог материально своей бывшей жительнице.

С начала 90-х у дома "Россия" началась совсем другая жизнь. Расселением жильцов занялись уже не госорганы, а риэлтеры. Дом был настолько популярен у "новых русских", что в 1994-1995 годах цена расселения доходила до $2000 за квадратный метр — вдвое выше обычной стоимости квартир в центре города. В то время в Москве еще практически не было элитного домостроения и расселение коммуналки оставалось единственным способом приобрести большую квартиру. А на первичном рынке даже стометровую квартиру найти было нелегко.

В доме "Россия" тогда начали делать ремонты, которые правильно было бы назвать реконструкцией — с полной заменой стен, карнизов, полов и потолков. Появились стометровые гостиные и ванные площадью 25 кв. м. Продавались квартиры попарно, то есть целыми этажами. В середине 90-х была продана отремонтированная по высшему разряду квартира площадью 250 м по немыслимой цене — $1 млн.

Когда же началось массовое элитное строительство, популярность знаменитого, но старого дома пошла на убыль. Только смешанных бетонно-деревянных перекрытий было достаточно, чтобы вывести его из разряда элитных. И сейчас, наверное, правильнее отнести его опять-таки к бизнес-классу: в столице множество новых домов классом выше. Вот только чтобы обрести исторический ореол, им понадобится добрая сотня лет.


Алексей Митрофанов, Андрей Воскресенский (КоммерсантЪ)
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
Тана
автор фотографий


Сообщения: 623
10.02.2008
Москва

СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июля 2009 22:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Проскурнин Николай Михайлович
Служил в Санкт-Петербурге архитектором страхового общества "Россия", для которого разработал конкурсный проект дома в Москве на ул. Лубянка (1901, совм. с П. К. Бергштрессером и А. А. Гимпелем) и построил комплекс доходных домов на Сретенском бульваре,6 (1897—1903, совм. с О. В. Дессином).
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Вторник 07 Июля 2009 10:28    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Судя по интернет-источникам, О.В.Дессин был только автором эскиза решетки, ограждающей садик между двумя корпусами.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Вторник 28 Июля 2009 11:52    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я бы в заголовке этой ветки исправил название дома: дом "Россия" (от названия страхового общества "Россия", а не дом России). При этом кавычки не надо забывать...

От Администрации: Исправлено.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
MosDay.ru



Сообщения: 2408
01.01.2001
Москва

СообщениеДобавлено: Вторник 04 Августа 2009 9:21    Заголовок сообщения: Описание: Дом страхового общества "Россия" Ответить с цитатой

Сретенский бульвар, дом 6 (Дом общества Россия)
посмотреть фотографии
Для данного адреса на сайте введена единая историческая справка:
Дом страхового общества "Россия"
Громадное здание, занимающее целый квартал, построено в 1899-1902 годах, архитектор - Н.М.Проскурнин. После 1917 года в здании располагались РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос, первый московский пункт проката. В 1990-х получил популярность у "новых русских". Альтернативные названия: "Сретенский замок", "Дом России".
Это краткое описание будет автоматически отображаться под всеми фотографиями, имеющими такой же адрес, и в разделе Адреса Москвы.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить сайт автора
Alexey Slizkov
администратор


Сообщения: 3410
01.01.2001
Москва

СообщениеДобавлено: Вторник 04 Августа 2009 9:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

 OFFTOPIC 
 (не в тему)
Моспешеход писал(а):
В середине 90-х была продана отремонтированная по высшему разряду квартира площадью 250 м по немыслимой цене - $1 млн.
За следующие десять леть она подорожала еще в 5 раз. [Цены на жилье в Москве] Правда теперь этот дом у риэлторов не котируется. В 2008 году заявлена самая дорогая квартира в Москве (площадью 1300 кв.метров на Чистых прудах) ценой в $100 миллионов. А сейчас кризис "подрезал крылья" росту цен на жилье, они упали уже на треть...
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить сайт автора Посетить авторскую страничку ICQ
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Вторник 04 Августа 2009 11:21    Заголовок сообщения: Re: Описание: Дом страхового общества "Россия" Ответить с цитатой

MosDay.ru писал(а):
Громадное здание, занимающее целый квартал, построено в 1899-1902 годах архитекторами А.И. фон Гогена и Н.М.Проскурина. После 1917 года здание последовательно занимали РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос. Первый московский пункт проката. В 1990-х получил популярность у "новых русских". Альтернативные названия: "Сретенский замок", "Дом России".

Архитектор в подавляющем большинстве источников числится один - Н.М. ПроскурНин.
Фон Гоген и Дессин может и принимали какое-то второстепенное участие, но об этом неизвестно. Есть указание на то, что Дессином был выполнен эскиз ограды и ворот.
Иностранные мужские фамилии склоняются (творительный падеж - архитектором фон ГогенОМ, Дессином, Шмидтом и т.д.), женские же иностранные фамилии не склоняются.

Лучше написать, что "После 1917 года В ЗДАНИИ РАСПОЛАГАЛИСЬ (или помещались) РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос", поскольку все эти организации занимали лишь небольшие помещения в огромном доме.

В названии дом "Россия" (или дом "России") первое слово пишется с маленькой буквы (это не имя собственное), второе же слово должно стоять в кавычках.

От Администрации: По Вашим рекомендациям изменения в краткую историческую справку внесены.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
ответить
Ваше сообщение:

смайлики
расширенная форма
Ваше имя:
Код подтверждения: *
Вы вошли, как незарегистрированный пользователь, поэтому необходимо ввести еще и этот проверочный код:

 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы -> Дома Старые Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

Перейти:  










горячие темы 
История: Большая Никитская улица, дом 5

А вы пьете воду из-под крана?

Где в Москве отпраздновать личное событие?

Зарядье: История и уничтожение истории

В предверии Нового года

Что подарить брату на 30 лет?

Окна пластиковые или деревянные?


 ГЛАВНАЯ · ФОТО · ГИД · КАРТА · НОВОСТИ · АФИША · АДРЕСА · ИНФО · КАМЕРЫ · ФОРУМ