Добавлено: Воскресенье 12 Августа 2007 16:41 Заголовок сообщения: История: Зацепский Вал улица
Зацепский Вал
ЦАО, район Замоскворечье; между Малым Краснохолмским мостом и Валовой улицей
Когда после прокладки Садового кольца отдельные его участки превращались постепенно в настоящие улицы и получали свои имена, тот участок, что протянулся от Канавы до Серпуховской площади, получил название Зацепского Вала.
Над выбором имени, как представляется, наши предки долго не думали, а назвали новую улицу по имени старой: соседняя Зацепа в те годы отделялась от Садового кольца лишь обширным пустырем незастроенного пространства. А потом весь 19 век городские власти не могли принять окончательное решение: на планах Зацепский Вал то отдает значительную часть территории Валовой улице, то забирает ее назад. Но к началу 20 века все встало на свои места: от Малого Краснохолмского моста до Новокузнецкой улицы – Зацепский Вал, а от Новокузнецкой до Серпуховки – Валовая улица.
На углу Зацепского Вала, дом 12 и улицы Бахрушина (до 1959 года - Лужниковская, название в память о заливаемых этих мест водой в прошлом) стоит красивый одноэтажный особняк, выполненный в формах ранней английской готики по проекту известного архитектора Гиппиуса. Строительство было закончено 111 лет назад – в 1896 году.
Сохранился особняк снаружи неплохо, а вот богатое внутреннее убранство понесло большие потери, роскошные интерьеры, производившие на современников большое впечатление, понесли большие потери. Оформленные в разнообразных архитектурных стилях, они были насыщены лепниной, росписями, резьбой по дереву и великолепной мебелью (не сохранилась). До наших дней дошел декор «готического» вестибюля и фрагменты декора других помещений (кабинета, библиотеки, столовой).
Здесь расположен уникальный Театральный музей, созданный на основе коллекции, собранной больше ста лет назад Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865–1929), страстным любителем и знатоком русского и зарубежного театра. Алексей Александрович был личностью колоритной. Человек весьма прижимистый, он не жалел денег на свои театральные приобретения.
В особняке Бахрушина в начале 20-го века собирались люди театра – это были так называемые Бахрушинские субботы. Здесь бывали Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Мария Ермолова, Федор Шаляпин. Экспонаты для своей коллекции Бахрушин покупал в основном на Сухаревском рынке, а потом его коллекция стала пополняться картинами и рисунками Кипренского, Тропинина, Репина, братьев Васнецовых…
В 1894 году Бахрушин открыл свое собрание для публичного показа, а в 1913-м и вовсе передал более 12 тысяч экспонатов в ведение Академии наук. Он был назначен пожизненным хранителем собранной им коллекции, а после ее национализации в 1919 году стал директором своего собственного музея.
Жилой дом, расположенный по адресу Зацепский вал, дом 5, построен в 1940-е годы (архитектор Н. И. Транквиллицкий). Своим главным фасадом здание выходит на Павелецкую площадь. Его центральная часть отмечена тремя многогранными выступами, над ними на крыше — три павильона-портика с колоннами. Дом любопытен цветовым решением. Верхний ярус обработан серо-голубыми пилястрами, хорошо читающимися на фоне желтой стены. Нижняя часть тоже желтая, но с сероватым оттенком.
Со стороны Зацепского вала к зданию примыкает протяженный пятиэтажный корпус с забавным декором, разрушенным современными выносными лифтами. По обе стороны лифтовых шахт на уровне третьего и четвертого этажей — накладные портики с парными пилястрами.
Большинство зданий по улице Зацепский Вал родились в 1950-е годы. Строили их в стиле тех помпезных времен, который получил негласное прозвище «сталинский ампир».
Жить в таких домах всегда считалось престижным. В одном из таких домов находится и встроенный вестибюль станции метро «Павелецкая».