Москва | Форум | История Москвы | Москва невоплощенная (неосуществленные проекты)
MosDay.ru - Московский День
 MosDay.ru:  Новости · Фото · Камеры · Гид · Карты · Инфо · Форум 
 МОСКВА / ФОРУМ / ИСТОРИЯ МОСКВЫ РегистрацияРегистрация   ВходВход 





 Новости

 Фотографии

 Web-камеры

 Справочник

 Карты

 Адреса

 Информация

 Форум

FAQпомошь
Поискпоиск
Пользователиучастники
Группыгруппы
Регистрациярегистрация
Вход для зарегистрированных пользователейвход

День памятников
 сегодня 







Москва невоплощенная (неосуществленные проекты)

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
tasha
автор фотографий


Сообщения: 220
12.05.2007
Москва, САО

СообщениеДобавлено: Понедельник 01 Октября 2007 8:49    Заголовок сообщения: Москва невоплощенная (неосуществленные проекты) Ответить с цитатой

Неосуществленные архитектурные проекты Москвы 1930-х - 1940-х годов

Дворец Советов

Один из вариантов утвержденного проекта 1934 года
Б. Иофан, О. Гельфрейх, О. Щуко. Скульптор С. Меркуров
На месте снесенного Храма Христа Спасителя.
Конкурс на проект Дворца Советов в Москве - один из самых масштабных и представительных архитектурных конкурсов нашего столетия. Идея сооружения в столице первого в мире государства рабочих и крестьян здания, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма», появилась уже в 1920-х годах. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 году, и он проходил в несколько этапов. Всего на конкурс было представлено 160 проектов, включая 12 заказных и 24 внеконкурсных, а также 112 проектных предложений, 24 предложения поступили от иностранных участников, среди которых были всемирно известные архитекторы: Ле Корбюзье, В. Гропиус, Э. Мендельсон. Ясно обозначившийся к этому времени поворот советской архитектуры к наследию прошлого обусловил и выбор победителей. Высшие премии были присуждены архитекторам: И.Жолтовскому, Б. Иофану, Г. Гамильтону (США). В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и сам Сталин) принял за основу проект Б. Иофана, который и был после многочисленных доработок принят к осуществлению.


Один из вариантов утвержденного проекта 1946 года
Б. Иофан, В. Гельфрейх, Я. Белопольский, В. Пелевин. Скульптор С. Меркуров
Дворец Советов задумывался как самое большое здание на земле. Его высота должна была достигать 415 метров - выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскреба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров. Строительство Дворца Советов превратилось в самостоятельную хозяйственно-экономическую и научно-исследовательскую отрасль. В этой системе функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, по разработке специальных материалов: «стали Д.С.», «кирпича Д.С.», действовали механический и керамзитобетонный заводы, к строительной площадке была подведена отдельная железнодорожная ветка. Специальными постановлениями СНК СССР и Совета Труда и Обороны строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой 1934 года, к концу 1939 года были готовы фундаменты высотной части. В 1941 году в связи с войной строительство было приостановлено и уже не возобновлялось. Работа над проектом Дворца Советов продолжалась до конца 1940-х годов.


Здание Наркомата тяжелой промышленности

1934 год
А. Веснин, В. Веснин, С. Лященко
В 1934 году был объявлен конкурс на здание Народного Комиссариата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром) на Красной площади. Сооружение этого грандиозного комплекса в 110 тыс. кв.м на площади в 4 га привело бы к радикальной реконструкции Красной площади, прилегающих улиц и площадей Китай-города. На первый этап конкурса было подано 12 проектов. Впечатляющие проекты братьев А. и В. Весниных - лидеров движения конструктивизма - не были отмечены жюри, как, впрочем, и проекты других участников, хотя на конкурс были представлены выдающиеся архитектурные решения, вошедшие в число интереснейших проектных идей нашего столетия.
Здание Наркомтяжпрома сооружено не было.


Вариант 1934 года
А. Веснин, В. Веснин, С. Лященко
Из пояснительной записки к проекту:
«На стилобате, отвечающем Кремлевской стене, поставлены четыре башни, доходящие высотою до 160 метров. Ритмическое построение, выражающееся в четырех вертикальных элементах и колоннаде стилобата, создает зрительную протяженность, необходимую для продольного обрамления площади, и отвечает построению Кремлевской стены. Членение по вертикали соответствует четырем членениям Кремлевской башни, что необходимо для включения здания в общий ансамбль. Запроектирован единый вестибюль протяженностью вдоль Красной площади».


1934 год
И. Фомин, П. Абросимов, М. Минкус
Из пояснительной записки к проекту:
«Две основные вертикали главного фасада даны для того, чтобы создать щель, через которую хорошо было бы смотреть на мавзолей. По площади Свердлова здание заканчивается прямым торцом корпуса. Здесь избран прием силуэтного решения. Этот торец мы разрываем очень парадной аркой, отвечающей характеру старой архитектуры площади. Здание в плане представляет замкнутое кольцо. Так как композиция является замкнутой, мы не хотели подниматься в целом выше 12-13 этажей и только башни будут достигать высоты 24 этажа».


Высотное здание в Зарядье

1948 год (перспектива со стороны Красной площади)
Д. Чечулин
Это должна была быть недостающая 8-я "сталинская" высотка...
В 1947 году Советское правительство приняло постановление о строительстве в Москве Высотных зданий. К началу 1950-х годов Высотные здания на Ленинских горах (МГУ), на Смоленской площади (МИД), на Лермонтовской площади (административное здание), на Комсомольской площади (гостиница «Ленинградская»), на Кутузовском проспекте (гостиница «Украина»), на Котельнической набережной (жилой дом) и на площади Восстания (жилой дом) были построены. И только строительство 32-х этажного административного здания в Зарядье, которое должно было стать одной из главных доминант в силуэте центра столицы, не было завершено. Его сооружение было прервано после известного постановления 1955 года, осудившего «излишества и украшательство в архитектуре» и обозначившего начало новой эпохи в советской архитектуре. Уже возведенные конструкции были разобраны, а на фундаментах Высотного здания по проекту того же Д. Чечулина в 1967 году построена гостиница «Россия».


Дом Аэрофлота

1934 год
Д. Чечулин
В 1934 году весь мир следил за драматической судьбой экипажа ледокола «Челюскин», дрейфовавшего на льдине после гибели судна в Чукотском море. Летом того же года Москва встречала отважных челюскинцев и спасших их летчиков, которые первыми были удостоены звания Героя Советского Союза. Новые традиции социалистической жизни требовали увековечения славного подвига советских людей в монументальных формах. Здание «Аэрофлота», которое планировалось возвести на площади у Белорусского вокзала, было задумано архитектором Д. Чечулиным как монумент героической советской авиации. Отсюда остросилуэтное решение, «аэродинамическая» форма высотного корпуса и скульптурные фигуры героев-летчиков: А. Ляпидевского, С. Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, И. Слепнева, И. Водопьянова, И. Доронина, — увенчивающие семь ажурных арок, повернутых перпендикулярно главному фасаду и составляющих своеобразный его портал. В работе над проектом принимал участие скульптор И. Шадр, лепивший фигуры летчиков.
Проект в своем первоначальном виде и назначении осуществлен не был. Почти полвека спустя общие идеи проекта были воплощены в комплексе Дома Верховного Совета РСФСР на Краснопресненской набережной (ныне Дом Правительства).


Дом книги

1934 год
И. Голосов, П. Антонов, А. Журавлев
Проект Дома книги - пример характерного для начала 1930-х годов решения здания как «архитектурного монумента». Трапециевидный, устремленный ввысь силуэт, упрощенные архитектурные формы и обилие скульптуры на всех частях здания. Архитектор И. Голосов в 1920-е годы ярко проявил себя в русле конструктивизма (он автор хрестоматийно известного Клуба имени Зуева), а в последующие годы создал интересные решения в духе новой советской классики. Участвовал в конкурсах на проект Дворца Советов и Наркомтяжпрома, где предложил оригинальные проекты. Работы Голосова отличают черты, которые определяют как «символический романтизм».
И. Голосов. Из лекции «Новые пути в архитектуре»:
«Архитектор должен быть свободен от стиля, в старом, историческом смысле этого слова, и должен сам творить стиль... Для этого должны быть даны руководящие правила и законы, облегчающие зодчему в каждом отдельном случае избрание правильного пути к разрешению задачи художественного творчества... Необходимо установить только непреложные положения, являющиеся неизбежными, истинными и несменяемыми. Таких положений очень много, и эти положения, несомненно, неся в себе абсолютную ценность, одинаково приемлемы как к классической архитектуре, так и к архитектуре нашего времени».


Жилой дом на площади Восстания

1947 год
В. Олтаржевский, А. Мордвинов (автор высотного здания гостиницы «Украина» на Кутузовском проспекте)
В. Олтаржевский много занимался архитектурной теорией и методами возведения высотных зданий. В 1953 году вышла его книга «Строительство высотных зданий в Москве», в которой он пытался найти связь этой архитектуры с традициями русского зодчества. Особое внимание он уделял конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения «высоток». Этот проект Олтаржевского осуществлен не был. Высотный дом на площади Восстания был сооружен по проекту архитекторов М. Посохина и А. Мндоянца.


Здание военного наркомата

1933 год
Л. Руднев
Сооружения архитектора Л. Руднева принадлежат к числу наиболее заметных в Москве. Он руководитель авторского коллектива проекта Высотного здания МГУ на Ленинских горах (1953). В 1930-е годы по проектам Руднева был выстроен ряд зданий Наркомата обороны: Военная академия РККА им. Фрунзе на Девичьем поле (1932), здания Наркомата обороны на Фрунзенской набережной (1936) и на улице Шапошникова (1933). Для зданий этого ведомства архитектор выработал особый стиль с мотивами грозной неприступности и подавляющей мощи, отвечающий официальному образу Красной Армии. Проект здания на Арбатской площади, который был реализован лишь частично, отражает переход архитектора от мрачного величия зданий наркоматов обороны 1930-х годов к мажорной помпезности, которая стала характерна для архитектуры 1940-х - начала 1950-х годов.


Дворец техники

1933 год
А. Самойлов, Б. Ефимович
Конкурс на проект Дворца техники был объявлен в 1933 году. Сам объект проектирования представлял собой комплекс научных и технических учреждений, он должен был стать в столице страны, находящейся в активном процессе индустриализации, центром, призванным «вооружать массы достижениями советской техники в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи». Местом строительства Дворца был выбран участок на берегу Москвы-реки. Индустриальность решения проекта А. Самойлова и Б. Ефимовича - не дань уже ушедшему в прошлое конструктивизму, а скорее иллюстрация «технократического» характера самого объекта проектирования. Дворец техники сооружен не был.


Арка героев (Монумент героическим защитникам Москвы)

1942 год
Л. Павлов
В октябре 1942 года, в самый разгар Великой Отечественной войны газета «Литература и искусство» сообщала: «Заканчивается конкурс на монументы героям Великой Отечественной войны. От московских скульпторов и архитекторов поступило около 90 работ. Получены сведения о высылке проектов из Ленинграда, Куйбышева, Свердловска, Ташкента и других городов СССР. Ожидается прибытие свыше 140 проектов». С целью ознакомить общественность с материалами конкурса зимой и весной 1943 года в Москве были устроены три выставки, на которых экспонировались представленные проекты. Условия конкурса среди прочих тем предусматривали и создание монумента «Героическим защитникам Москвы». Выбор места для монумента представлялся на усмотрение конкурсантов. Автор «Арки героев» архитектор Л. Павлов предложил разместить свой памятник на Красной площади. Монумент сооружен не был.


Гостиница Моссовета (Гостиница «Москва»)

1931 год
Л. Савельев, О. Cтапран
С 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. Архитектурная и широкая пресса внимательно следила за всеми этапами проектирования и строительства: в градостроительном отношении здание имело огромное значение - оно располагалось на пересечении главной магистрали столицы улицы Горького с вновь прокладываемой «Аллеей Ильича», громадным проспектом, который вел к Дворцу Советов. Когда стены будущей гостиницы «Москва» уже возводились, руководителем авторского коллектива архитекторов был назначен академик А. Щусев. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным. Строительство было завершено в 1934 году. «Аллея Ильича» проложена не была, следы ее прокладки - нынешняя Манежная площадь, образовавшаяся на месте снесенной застройки Моховых улиц.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Среда 10 Февраля 2010 16:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хорошо бы исправить фамилию скульптора С.МеркуЛов (Дворец Советов) на С.МеркуРов. И гостиННицу Моссовета (гостиННицу "Москва") на гостиНицу... Smile

От Администрации: Исправлено. Спасибо.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
antispawn
гость





СообщениеДобавлено: Пятница 19 Марта 2010 12:48    Заголовок сообщения: Москва невоплощенная неосуществленные проекты Ответить с цитатой

А теперь срубаем башни на проектном рисунке у разводного пролёта.

И сравниваем оба силуэта: собственно мост - тот же.

Версия.
Известно, что сам мост проектировал Ленгипротрансмост.
А подходы к мосту и развязки проектировал Ленгипроинжпроект.

То есть на рисунке осуществлённый проект с сокращёнными архитектурными излишествами.
 
Гость






СообщениеДобавлено: Вторник 10 Мая 2011 21:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень странно, что не упомянут проект Леонидова "Наркомтяжпром". Он пожалуй поинтереснее всех этих вместе взятых будет.
 
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Суббота 14 Мая 2011 19:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Про проект Наркомтяжпрома Ивана Леонидова можно почитать и посмотреть здесь
arch-grafika.ru/publ/7-1-0-7
Но этот проект чисто конструктивистский, т.е. не вписывающийся в сталинскую концепцию архитектуры столицы мирового пролетариата.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
ответить
Ваше сообщение:

смайлики
расширенная форма
Ваше имя:
Код подтверждения: *
Вы вошли, как незарегистрированный пользователь, поэтому необходимо ввести еще и этот проверочный код:

 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

Перейти:  





 ГЛАВНАЯ · НОВОСТИ · ФОТО · КАМЕРЫ · ГИД · КАРТЫ · АДРЕСА · ИНФО · ФОРУМ