Москва | Форум | История Москвы | Фили
MosDay.ru - Московский День
 MosDay.ru:  Новости · Фото · Камеры · Гид · Карты · Инфо · Форум 
 МОСКВА / ФОРУМ / ИСТОРИЯ МОСКВЫ РегистрацияРегистрация   ВходВход 



 Новости

 Фотографии

 Web-камеры

 Справочник

 Карты

 Адреса

 Информация

 Форум

FAQпомошь
Поискпоиск
Пользователиучастники
Группыгруппы
Регистрациярегистрация
Вход для зарегистрированных пользователейвход

День памятников
 скоро 







Фили

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Мухомр



Сообщения: 9
04.02.2009
Москва, Фили

СообщениеДобавлено: Среда 04 Февраля 2009 19:26    Заголовок сообщения: Фили Ответить с цитатой

Сегодня это район в Москве, а когда он стал частью Москвы? Какая есть более или менее точная информация?
Может быть есть фотографии старых Филей?

Мне удалось найти только фото церкви Покрова в Филях:


А вот это похоже на досоветские года:
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MosDay.ru



Сообщения: 2740
01.01.2001
Москва

СообщениеДобавлено: Среда 04 Февраля 2009 22:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На сайте:

- Фотографии района Филёвский парк
- Фотографии района Фили-Давыдково

- Описание района Филёвский парк
- Описание района Фили-Давыдково

- Объекты в районе Филёвский парк
- Объекты в районе Фили-Давыдково
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить сайт автора
sev
автор фотографий


Сообщения: 2244
11.05.2007
Москва

СообщениеДобавлено: Среда 04 Февраля 2009 23:08    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фили в черте Москвы - с середины 1920-х годов.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить авторскую страничку
Мухомр



Сообщения: 9
04.02.2009
Москва, Фили

СообщениеДобавлено: Четверг 05 Февраля 2009 12:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

sev писал(а):
Фили в черте Москвы - с середины 1920-х годов.
Я думаю что есть точная дата. Теоретически закон.
Информация плавает от статьи к статье, в Википедии инфа с этого сайта, а где то что после войны.
Короче только слухи, хотя такое событие обязано быть отражено в документах.
ИМХО конечно.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мухомр



Сообщения: 9
04.02.2009
Москва, Фили

СообщениеДобавлено: Четверг 05 Февраля 2009 13:02    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Информация про 1933 год ничем и нигде не подтверждена.
Фотографии Кастанаевской и метро "Филёвский парк" - вообще смешны к Филям и их истории эти улицы не имею никакого отношения.
Сама деревня Фили, насколько можно судить находилось в р-не автобусно-троллейбусного парка и алмазного фонда, село Покровское находилось в р-не бывшего Суворровского (где стояла усадьба), Новозаводская д.2-4 и Тучковская.

Но точных карт, схем, фотографий я нигде не видел. Sad
Все фото относятся к 70-80-м годам - самое раннее.
Из общедоступных источников мне попадалась интересная фотография на сайте про историю метро (или вагонов - не помню) сейчас я её не нашёл, попозже выложу - фото на котором виден пустырь и дома 2-4 по Новозаводской улице 50-х годов.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MosDay.ru



Сообщения: 2740
01.01.2001
Москва

СообщениеДобавлено: Четверг 05 Февраля 2009 13:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Есть у нас в архиве и фотографии старых Филей. Smile Они пока в очереди на обработку... на сайт будут выложены со временем...
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить сайт автора
Мухомр



Сообщения: 9
04.02.2009
Москва, Фили

СообщениеДобавлено: Четверг 05 Февраля 2009 17:24    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

MosDay.ru писал(а):
Есть у нас в архиве и фотографии старых Филей. Smile Они пока в очереди на обработку... на сайт будут выложены со временем...


Тогда с нетерпением ждёмс. Я вам , выложу ещё фото Тверской, хоть я и не понял где это именно:

  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мухомр



Сообщения: 9
04.02.2009
Москва, Фили

СообщениеДобавлено: Воскресенье 08 Марта 2009 16:48    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



ул. Новозаводская д. 4 виднеется . Совсем виднеется дом 6 (храм Покрова Пресвятой Богородицы) и дома на ул. Большая Филёвская

Думаю фото года 60.

Не видно - судя во всему ещё нету - дом 2 по Новозаводской
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мухомр



Сообщения: 9
04.02.2009
Москва, Фили

СообщениеДобавлено: Понедельник 30 Марта 2009 17:05    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А вот и ещё фото, правда размер подвёл:


Из книги:
Михайлов Борис, свящ. Храм в Филях.
История прихода и храма Покрова Пресвятой Богородицы
в Филях XVII—XX в. — М.: ОГИ, 2002. 288 с.

(книжка продаётся в храме)
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Мухомр



Сообщения: 9
04.02.2009
Москва, Фили

СообщениеДобавлено: Понедельник 30 Марта 2009 17:58    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О истории района, из той же книжки, опубликовано на ресурсе:
http://his.1september.ru/article.php?ID=200601604

“Неаполитанское” сияние на западе Москвы
История прихода и храма
Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Материал для подготовки уроков по москвоведению и проведению экскурсий.
7—11 классы


Храм Покрова Богородицы в Филях. 1690—1694 гг.
Храм Покрова Богородицы в Филях.
1690—1694 гг.

Проезжая сегодня по улицам Москвы, радуясь возрождению веры наших отцов и дедов, и невольно засматриваясь на величественные храмы, вновь засиявшие позолотой кресты и купола церквей и колоколен, нельзя не выделить эту кружевную красно-белую, взмывшую ввысь церковь, расположенную на западе столицы.
Эффектная, многоярусная, с удивительным элементом нарышкинского стиля — гребешковой волной, эта церковь, построенная зодчим, явно не чуждым влияния западноевропейского искусства, всё же остаётся храмом очень русским по духу.

Уникальное историко-культурное сооружение, один из шедевров русского зодчества конца XVII в., храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях в полной мере разделил судьбу православных храмов Москвы. После нашествия наполеоновских войск, разграбления и осквернения в годы советской власти, размещения полевого госпиталя во время Великой Отечественной войны, организации в его стенах антирелигиозного музея и дома учёбы завода, а затем размещения филиала Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, с которым и поныне соседствует община храма, — здесь вновь проводятся богослужения.

Первое упоминание о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, близ боярского двора, относится уже к XVII в. В летописи села Покровского в Филях, составленной священником Алексеем Орловым в первой половине XIX в., говорится о том, что «построена сия Покровская церковь тщанием Благочестивейшего Государя Великого Князя Михаила Феодоровича в 1619 г., но на каком основании такое показание усвоено оному храму, данных нет». Недоумение отца Алексия отчасти разрешается сведениями о Покровском храме Кунцевского городища. Очевидно, разрушенный в годы польской интервенции в начале XVII в., он был восстановлен, но уже на новом месте и новым государем.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на правом берегу Москвы-реки при впадении в неё речки Хвильки. Название своё она, очевидно, получила от того, что место впадения её было низкое, болотистое, «хвилое». Отсюда, по-видимому, и пошло название Фили.

Первые следы человека на этой территории археологи относят ко второму тысячелетию до н.э. Близ Давыдкова в 1930-е гг. было найдено погребение человека с каменными орудиями возле него. Реконструкция позволила определить, что ходил он в холщовой рубахе и носил на шее ожерелье из звериных клыков — «обереги», непременные амулеты охотника.

Позднее на этих землях обитали бесписьменные угро-финские племена, одно из которых и населяло Кунцевское городище, расположенное на западном крае нынешнего Филёвского парка, на высоком берегу, между двумя оврагами. Жилища в виде полуземлянок и плетёных шалашей, обмазанных глиной, окружали частокол и оборонительные рвы. Одно из неукреплённых поселений, селище, находилось близ Филей. С X—XI вв. здесь начинают селиться славяне, входившие в племенной союз вятичей. Они-то и составили первоначальное ядро населения Подмосковья в тот период, когда в летописи впервые в XII в. упоминается о Москве. Их верования находились на уровне магического религиозного сознания. Каждое племя, род и семья поклонялось тому или иному языческому божеству как покровителю.

Однако данные археологии свидетельствуют о том, что в прибрежной полосе нынешнего Филёвского парка на протяжении XII—XIV вв. сосуществовали курганные захоронения славян-вятичей и средневековое христианское кладбище. Так, в западной части Кунцевского городища был обнаружен фрагмент креста-мощевика, датируемый XIII в. В центре креста изображён епископ с Евангелием в руке.
Л.К.Нарышкин. Парсуна. Фрагмент. 1690-е гг.
Л.К.Нарышкин.

Парсуна. Фрагмент.
1690-е гг.

Первоначально фильская местность была заселена свободными общинниками, но с XIII в. эти земли постепенно вовлекаются в орбиту княжеской власти. Из-за отсутствия источников здесь много неясного, однако можно предположить, что в конце 1520-х гг. эти земли были пожалованы Василием III приехавшему из Литвы на службу князю Ф.М.Мстиславскому. К XVI в., по-видимому, относится и основание сельца Фили. Внук князя Фёдор Иванович Мстиславский умер в 1622 г. бездетным, и по государевой грамоте кунцевская вотчина перешла к его сестре инокине Ирине Ивановне Мстиславской. По её кончине в 1639 г. вотчину передали дворцовому ведомству. С женитьбой царя Алексея Михайловича на Марии Милославской связано появление в 1649 г. нового владельца — боярина Ильи Милославского. В 1668 г. он умирает, через год не стало и его дочери. Царь женится вторично, на Наталье Нарышкиной. Казалось бы, её роду и владеть вотчиной. Но владельцем становится Иван Михайлович Милославский, родственник и близкий друг царевны Софьи. В 1685 г. он скончался, и вотчина перешла к Нарышкиным. О накале страстей в борьбе двух кланов у трона свидетельствует тот факт, что и по смерти тело его не знало покоя. Тринадцать лет спустя, в 1698 г., гроб Милославского был выкопан и поставлен у плах, на которых рубили головы мятежным стрельцам, последним противникам Нарышкиных.

Местность за Земляным городом и храм с. Хвили. Чертёж. Ок. 1682 г.
Местность за Земляным городом и храм с. Хвили.

Чертёж. Ок. 1682 г.

На протяжении второй половины XVII в. дворцовое хозяйство в Филях было связано с земледелием, рыболовством и коневодством. Здесь располагался «государев» двор, состоявший из жилых и хозяйственных построек: конюшен, клетей, житниц, сараев, гумна и овина. В пруду близ усадьбы разводили щук, окуней, плотву, головлей и карасей. Места эти славились обилием птиц и зверей. Здесь располагалось знаменитое Хвильское болото, окружавшее село. Не меньшую известность имели Кунцевские заразы (овраги) с их лесными чащобами. Здесь нередко охотился царь Алексей Михайлович.

В 1689 г. по указу царей Ивана и Петра и правительницы царевны Софьи село Фили со всем имуществом было отказано в вотчинное, т.е. родовое наследственное владение боярину Льву Нарышкину. Следует отметить, что владельческих прав на храм у вотчинника не было. Храм являлся достоянием Церкви. Юридическое оформление отношений собственности произошло только в XIX в.

Церковь же в то время была рублена в клеть, наподобие избы. При ней такой же предел и, вероятно, над притвором звонница. Приход был, по-видимому, беден, поскольку расходы на церковное строение понесли вотчинник и, вероятно, царская казна. Денежный оклад с прихода собирался в Патриарший казённый приказ, о чём имеется запись 1627 г.: «Церковь Покрова Богородицы в Хвилях — дани два алтына, по наказу гривна».

Согласно изысканиям современных историков, праздник Покрова Божией Матери русского происхождения, но восходит он к греческому источнику — житию св. Андрея Юродивого, где рассказывается о явлении ему Божией Матери во Влахернском храме.

Архитектурный план храма и он же в разрезе
Архитектурный план храма и он же в разрезе
Архитектурный план храма и он же в разрезе

В древности близ Константинополя, на берегу бухты Золотой Рог располагалась резиденция византийских императоров, дворец «Палаты Влахернские», и знаменитая Влахернская церковь с целебным источником. Она была построена в V в., а в VI в. император Юстиниан украсил и расширил этот храм. В церкви этой издревле хранились риза и пояс Пресвятой Богородицы. Риза (мафорий) представляла собою головное покрывало из шерсти, спускающееся на плечи. Византийские императоры носили его с собою в походах в качестве священного знамени.

Сохранилось такое предание: в 960-х гг. русские войны под водительством Аскольда и Дира на двухстах ладьях подошли к Царьграду, готовясь приступить к осаде города. В это время святой Андрей, Христа ради юродивый, во время богослужения во Влахернском храме сподобился видения Божией Матери, которая молилась в сонме ангелов, в окружении пророков и апостолов. В руках Она держала священнический омофор, осенявший народ. Это видение свидетельствовало о том, что весь христианский мир находится под защитой, покровом Божией Матери. После этого разразившаяся буря разметала корабли наших предков.

Очевидно, это событие припомнилось князю Андрею Боголюбскому, ехавшему из Киева на ростовское княжение, когда его кони остановились неподалёку от Владимира и не хотели сдвинуться с места. Тогда князю привиделась во сне Богоматерь и он построил первый на Руси храм, посвящённый Покрову Пресвятой Богородицы, учредив также церковное празднование этого дня. В те времена была создана икона Покрова, которая изображает явление Богоматери во Влахернском храме.

В государево село Хвили священнослужителей ставил сам патриарх.
Интерьер храма. Владельческая ложа. 1693—1694 гг.
Интерьер храма.
Владельческая ложа.

1693—1694 гг.

В конце XVII в. церкви, простоявшей семьдесят лет, была уготована новая судьба. Село Хвили с деревнями Мазилово и Ипское было пожаловано из Приказа Большого дворца боярину Льву Кирилловичу Нарышкину и утверждено за ним 11 июня 1689 г. отказной книгой, в которой даётся полное описание храма и его святынь: «Церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, деревянная, клецки, около церкви и трапезы паперть (...). На паперти колокольня, верх шатровый, на ней четыре колокола (...), а церковь, и паперть, и колокольня крыты тёсом». Предел не упомянут, зато появилась трапезная, объединённая с главной частью храма папертью, и колокольня в западной части, увенчанная шатром. Ничем не отличимый от сотен схожих подмосковных храмов, деревянный храм в Филях можно считать примером храмостроительства средневековой Руси.

Из святынь храма сначала описаны местные образа иконостаса: «Образ Покрова Пречистой Богородицы писан на золоте (т.е. имеет вызолоченный свет или, как теперь говорят, фон), венцы да три цаты (подвески) серебряные золочёные, пелена атлас цветной, опушка тафта зелёная».

К пожалованному летом 1689 г. селу Фили в 1690 г. Лев Кириллович Нарышкин присоединяет соседнюю кунцевскую вотчину, купленную у Андрея Артамоновича Матвеева. Построенный им затем каменный Покровский храм оказался настолько нов по своим формам и образности, свидетельствовал о столь решительной перемене церковного стиля, что уяснение всего связанного с ним невозможно без краткого рассказа о личности самого владельца усадьбы, заказчика и строителя храма.

Русский историк XVIII в. Ф.Миллер возводил род Нарышкиных к выходцу из Крыма, татарину Нарышу. Другие относили их происхождение к древнему чешскому племени, усматривая сходство гербов города Хеб-Эгера и Нарышкиных. Глава семьи Кирилл Полуектович (1623—1691), тарусский дворянин, стрелецкий голова, служил в Смоленске, именовался «смоленский капитан». Его дочь Наталья (1653—1694), живя в доме отца, по отзыву недругов, «в лаптях ходила». Нарышкины и правда были небогатого рода, однако современники отмечают как их фамильную черту живость нрава и бойкость мысли. Самое же главное, что они были отзывчивы на новшества смоленской жизни, которая была в ту пору настоящим рассадником латинства. Дальний родственник Нарышкиных взял девушку в свой московский дом для воспитания. Когда в 1669 г. умерла царица Марья Ильинична, вдовый царь пленился юной воспитанницей боярина и женился на ней. Неслучайно молодая царица разделяла увлечение государя театральной потехой: она была того поколения, которое легко расставалось с заветами старины и усваивало уже иные устремления.

В этой-то среде рос и воспитывался Лев Кириллович Нарышкин (1668—1705). Впервые его имя упоминается в связи событиями стрелецкого бунта 1682 г., когда 14-летний подросток оказался участником трагических событий, свидетелем убиения одного из братьев и насильственного пострига и ссылки в дальний монастырь отца.

По свидетельству летописи фильского храма, главная святыня его — образ Спаса Нерукотворного, «особо чтима была храмоздателем боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным, брат которого Иван Кириллович был убит в Стрелецкий бунт, а он, Лев Кириллович, спасён только при уповании на милосердие Спасителя».
Иконостас верхнего храма. 1693—1694 гг.
Иконостас верхнего храма

1693—1694 гг.

Спустя четыре года Лев и Мартемьян Нарышкины определены в комнатные стольники. 8 апреля 1688 г. двадцатилетний Лев Кириллович пожалован в бояре. Однако занятия его оставались чисто придворными: сопровождение царя в его поездках и участие в потешных баталиях. Вскоре, с усилением влияния Петра, боярин Лев Нарышкин назначается главою Посольского приказа. Наступил его звёздный час. Здесь он проявлял важное в его положении качество — спокойное беспристрастие, однако необходимой предприимчивости недоставало. По оценке князя Бориса Куракина, «помянутого Нарышкина кратко характер можно описать так, а именно: что человек он гораздо посреднего ума и невоздержанный к питью, также человек был гордый, и хотя не злой, токмо не склончивый, и добро многим делал без резону». После смерти царицы Натальи Кирилловны и возвращения из-за границы государя Петра в 1698 г. Лев Нарышкин был отставлен от всех дел.

Приступая к описанию храма Покрова Пресвятой Богородицы, первое, что необходимо отметить, — это совершенно новый тип сооружения, порывающий с вековой традицией строительства православного храма «кораблецем», с запада на восток с постепенным восхождением «горе» — от алтаря, центральную часть храма, через трапезную и колокольню к притвору. Такое расположение архитектурных форм символизирует жизнь христианина как путь и подвиг.

Храм в Филях примыкает к другой традиции столпообразных сооружений, воздвигнутых в России иностранными зодчими, вроде Вознесения в Коломенском, Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове и Покрова на Рву на Красной площади. Характерная черта этих храмов — отсутствие обширной центральной части и изменение осевой доминанты с горизонтальной на вертикальную.

Латинизация жизни, происходившая в это время в обществе, изменила и религиозную настроенность души. Новое благочестие, укоренённое в душевных переживаниях, требовало сходного выражения и в формах церковного зодчества. По этой причине храмы нарышкинского стиля приобретают динамичный барочный характер.

Церковь Покрова Богородицы в Филях полна «неаполитанского» сияния, не угасающего ни долгой зимой, ни хмурой осенью. Здесь всё легко построено, утверждено и вместе с тем приведено в движение. Оно начинается обегающим ходом арок первого яруса. Лестничные всходы подхватывают движение арок и возводят его к гульбищу второго этажа. Им вторят белоствольные колонны аркады.

Святые апостолы Пётр и Павел. Икона иконостаса верхнего храма. К.Золотарёв. 1693—1694 гг.
Святые апостолы
Пётр и Павел.

Икона иконостаса верхнего храма.
К.Золотарёв. 1693—1694 гг.

Чтобы подчеркнуть вертикальную доминанту храма в Филях, опытные строители использовали в тектонически важных местах мотив белоствольной колонны, пронизав всё строение энергией восхождения. Исключительная роль в выявлении общего ритма отведена также белокаменным деталям: шпилям, декоративным щиткам с пальметтами и акантом, гребешковым навершиям окон и дверей, бегущей волне с пенящимся гребнем. На глазах выстраивается фонтанная горка: от карусельного основания через круглящиеся экседры и боковые главы, паузу четверика и взлёт восьмериков.

Покровский храм оказался совершенным художественным выражением нового понимания жизни.

Московское благочестие уходит в историческую тень, новое чувство жизни врывается в прорубленное в Европу окно. Понятно, почему Петр любил бывать у дяди и пожертвовал на украшение глав и крестов храма 400 червонцев из царской казны.

Верхний храм — малая домовая церковь, созданная по образцу католических капелл (польских каплиц). Главная икона верхнего храма «Спас Нерукотворный» помещалась в местном ряду справа от царских врат. Её украшали золотая риза, бриллианты, алмазы, изумруды, рубины и другие драгоценные камни. Икона старинного греческого письма была изъята вместе с окладом в 1922 г.

Слева от царских врат на обязательном месте богородичной иконы помещено Успение Пресвятой Богородицы, соразмерное Спасу и сходное с ним иконографически. В местном ряду представлены также парные изображения свв. апостолов Петра и Павла и свв. Иоанна Предтечи и Алексия Человека Божия работы Карпа Золотарёва, с 1683 г. возглавлявшего художественную мастерскую Посольского приказа. Русская иконопись до сих пор не знала столь самостоятельных, твёрдо стоящих на земле и обращенных к зрителю евангельских героев и святых, трактованных в приёмах европейской барочной живописи. Легко угадывается и прототип одной из икон. Это написанная в 1614 г. картина «Апостолы Пётр и Павел» знаменитого Эль Греко (1541—1614).
Фрагмент иконы с подписью Карпа Золотарёва
Фрагмент иконы
с подписью
Карпа Золотарёва

Что касается икон нижнего Покровского храма, то его иконостас в полном составе до наших дней не сохранился. В документах 1782 г. говорится о возобновлении иконостаса со святыми образами в нижнем храме. Замена же могла произойти после 1812 г., когда в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В настоящее время от первоначального иконостаса сохранилось всего несколько икон. Это центральная часть деисуса, находящаяся сейчас в алтаре над Царскими вратами, и две группы апостолов того же ряда, располагающиеся теперь в трапезной над боковыми арками.

Возведение храма началось, вероятно, весной 1690 г. и по существующей в те времена практике заняло два строительных сезона. В «Указателе московских церквей» М.И.Александровского, изданном в 1920-х гг., сказано, что церковь «освящена в 1691 г., как это видно по антиминсу (напрестольный плат с зашитыми мощами святых, без которого невозможно проводить богослужение. — Ред.), ныне хранящемуся в Оружейной палате». Поскольку новый год в конце XVII в. начинался с первого сентября, то датировку можно уточнить: храм был освящён не позднее августа 1691 г. Внутренняя отделка, очевидно, затянулась, о чём можно судить по надписи на серебряной золочёной лампаде, висящей в трапезной верхнего храма: «Сия лампада построена в новопостроенную каменную церковь Нерукотворенного Спасителя Образа, что в селе во Покровском, тщанием и иждивением боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Лета зсв года» (т.е. в 7202 г. от сотворения мира или в 1693/94 г. от Рождества Христова).

В Италии в эпоху Ренессанса говорили: «Заказчик — отец строения, архитектор — его мать». Если об «отцовстве» Льва Нарышкина сказано достаточно, то вопрос об архитекторе этого замечательного сооружения до сих пор остаётся открытым.

Святые Иоанн Предтеча и Алексий Человек Божий. Икона иконостаса верхнего храма. К.Золотарёв. 1693—1694 гг.
Святые Иоанн Предтеча
и Алексий Человек Божий.

Икона иконостаса верхнего храма.
К.Золотарёв. 1693—1694 гг.

Прежде всего, необходимо сразу оговорить, что зодчего как такового в России XVII в. ещё не было. Строители работали не по проекту, а по образцу и по месту, опираясь на традицию и сложившийся опыт артельной работы. Как правило, во главе артели стоял знаменщик — наиболее опытный строитель, который предварял работы росписью мер, разметкой и иногда рисунком-чертежом. Среди наиболее значимых фигур того времени как в иконописи, так и столярном деле следует назвать Карпа Золотарёва. Поступив в 15-летнем возрасте учеником в Посольский приказ в 1667 г., он обучался живописному мастерству, рисунку и каллиграфии, иконописи и орнаменту. Вскоре он упоминается первым среди золотописцев Посольского приказа с наибольшей суммой окладных, кормовых и праздничных денег. Со временем он становится во главе мастерской, и в его обязанности уже входит не только изготовление чертежей и рисунков будущей работы, но и руководство всем процессом исполнения. За этот период он сформировался как большой мастер, способный перейти от прикладной работы к самостоятельному творчеству и, вероятно, именно тогда из Карпушки Иванова он становится Карпом Золотарёвым. 1681 г. оказался переломным для мастера — по царскому указу он отправляется в Киев и другие малороссийские города ради «описания церковных чертежей». Спустя два года на Большом посольском дворе в Китай-городе была выделена специальная палата, где живописцы, золотари (золотильщики), резного и столярного дела мастера делали «государей верховные дела и церковные иконостасы». Во главе палаты стоял Карп Золотарёв. Мастерская изготовляла почти исключительно по царским заказам мебель, киоты и иконостасы для двора и храмов новой архитектуры. Храм в Филях, вероятно, одно из лучших творений Золотарёва. Им подписаны иконы местного ряда, его имя вырезано на кресте Распятия. Нет оснований сомневаться в его авторстве и в отношении иконостаса. Остаётся решить лишь, в какой степени он причастен к строительству храма. Однако в том, что «он имел самое близкое отношение к архитектуре воздвигаемых памятников», известный исследователь русской архитектуры XX в. Померанцев даже не сомневается. Как, впрочем, и в том, что Карп Золотарёв «сочинил тонкий по своему силуэту художественный рисунок железных позолоченных надглавных крестов Филей с прорезным их заполнением». В штате Посольского приказа он состоял до 1697 г. и умер спустя три года.

Согласно Приходскому уставу, принятому Поместным Собором 1917—1918 гг., «приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающее на определённой местности и объединённых при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного им священника-настоятеля». По древним церковным правилам для учреждения прихода требовалось достаточное число прихожан, чтобы они могли содержать храм и приходское духовенство. Кроме того, духовенству давалась земля усадебная для проживания и пашенная с сенокосной — в кормление. Во вновь построенном храме нижний престол по-прежнему был посвящён Покрову Пресвятой Богородицы, и храм оставался приходским. Верхний же Спасский храм был домовой церковью семьи Нарышкиных.
План усадьбы Покровское-Фили. Середина XVIII в.
План усадьбы
Покровское-Фили.

Середина XVIII в.

Что касается первых священников нижнего храма, то о них известно очень мало, т.к. архив Нарышкиных XVII в. сгорел при пожаре их московского дома в мае 1712 г. Однако о последующих годах доподлинно известно, что по существующей традиции замещения приходских должностей при общинной выборности духовенства и наследования церковных мест на протяжении XVIII в. священниками в нижнем храме были члены одной семьи в трёх поколениях — Родионовы.

В верхнем Спасском храме в Филях расписание должностей было таким же, как в нижнем. Священниками до середины века служили о. Иоанн Андреев (1704—1721) и о. Пётр Фёдоров (1742—1745), дьячками — Феодор Перфильев и Василий Иванов, а пономарями — Ипатий Григорьев и Стефан Артемьев.

Из всей семьи Нарышкиных Александр Львович (старший сын Льва Кирилловича) был едва ли не самой выдающейся личностью с сильным и твёрдым характером и прекрасным образованием. Действительный тайный советник, сенатор и президент Коммерц-коллегии, долгие годы проведший в Англии, Италии и Франции, он после возвращения на родину был назначен директором Морской академии в Санкт-Петербурге, награждён высшими российскими орденами — Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского. Скончался он 25 января 1746 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 52 лет.

В годы владения Филями Александр Львович расширил барскую усадьбу, разбил новые сады, построил ткацкие избы. Наряду с садовниками и птичниками появляются иконописцы, ткачи, плотники и письмоводители. По исповедной ведомости 1742 г. на барском дворе проживало 98 работников, а всего в приходе состояло 233 мужчины и 202 женщины.

После его кончины вотчина была разделена между сыновьями — Александром (1726—1795) и Львом (1733—1799). Общительный, остроумный, но бездеятельный, Лев слыл хлебосолом и поразил Петербург маскарадом в честь Екатерины II стоимостью в 300 тыс. руб. А во время пребывания двора в Москве на коронационных торжествах Екатерина II удостоила высочайшим присутствием подмосковные дома Нарышкиных. По свидетельству очевидцев, 7 июня 1763 г. многочисленный кортеж был встречен при колокольном звоне священником села с крестом и всем причтом, причём производилась пушечная стрельба. «Государыня, приложась к Животворящему Кресту, изволила пройти в церковь, где совершено было молебствие, потом изволила вступить в покои хозяина».

Неопределённый статус верхней домовой церкви, зависимость причта от вотчинника и одновременно подчинённость духовной консистории привели в конце концов к её упразднению. 13 мая 1783 г. епископ Амвросий повелел отрешить о. Никифора Галактионова от церкви и «приискивать другого места, поскольку он состоит сверх комплекта, да и одного священника, который ныне есть, довольно». Имелся в виду священник нижней церкви Егор Петров.

В начале XIX столетия через Фили прошла наполеоновская армия. Поскольку в России начала века православная вера ещё не ушла из жизни большинства людей, все значимые исторические события оценивались по вере — с точки зрения конца мира и промысла Божия о нём. Нашествие Наполеона связывалось с образом апокалиптического зверя, выходящего из бездны. Накануне Бородинского сражения в русских войсках молились, причащались, поклонялись привезённым из Москвы чудотворным иконам, проносимым крестным ходом по полкам. Бой начался в пять часов утра со страшной канонады, слышной до самой Москвы. Как известно, русским пришлось оставить поле битвы, силы армии были истощены, но не сломлены. 31 августа (12 сентября) 1812 г. Кутузов прибыл в деревню Фили, где в самой просторной избе собрал военный совет. Главнокомандующий взял ответственность на себя и, жертвуя собой ради блага Отечества, приказал отступать. Русская армия обошла столицу и стала на Рязанской дороге, принимая пополнения. Первого (13) сентября на Поклонную гору взошёл Наполеон. Весь вечером провёл в ожидании «бояр». Утром тремя колоннами французы вступили в столицу. Первая форсировала реку у Воробьёвых гор, вторая — на Филях, третья — через Дорогомиловский мост. Москва встретила Наполеона пожаром. Оставаться в Кремле стало опасно, и вскоре он был вынужден покинуть город.
Церковь Покрова Богородицы, что на Филях. Литография. Середина XIX в.
Церковь Покрова Богородицы,
что на Филях. Литография.

Середина XIX в.

Квартировали французы в Покровском в господской усадьбе. Над храмом надругались: в верхнем устроили швальню и расхитили старинные цветные стекла, привезённые Петром после победы под Нарвой. До той поры они были вставлены в свинцовые переплёты оконных рам, а «по разорении найдены в лагерях неприятельских». В нижнем храме держали лошадей — точно так же, как это было в Благовещенском соборе Кремля, где лошади кормились у алтаря и попортили копытами мозаичный пол. Как и во всех уцелевших от пожара каменных храмах Москвы, здесь расположились солдаты многоязычной армии, оскверняя русские святыни — употребляя иконы вместо столов и ради шутки одеваясь в священнические облачения. Однако накануне приближения французских войск духовенство Покровской церкви повело себя решительно. В церковной летописи записано: «Вся священная утварь и всё прочее церковное имущество спасены от неприятеля в северной главе церкви пробитием во внутренность оной из входа на колокольню стены, которая так искусно была заделана, что неприятель никак не мог заметить. Священник с причётниками и старостою церковным носили имущество секретно от прочих. Благодаря этому соблюдена вся священная драгоценная утварь».

В память о событиях 1812 г. в Покровском храме в Филях ежегодно 31 августа (12 сентября) совершалась заупокойная всенощная за всех войнов, убитых в Отечественную войну, а на другой день, 1 (13) сентября служилась Божественная литургия, перед которой пелась панихида о упокоении императора Александра I, князя Михаила (Кутузова) и всех его славных сподвижников. После литургии, совершавшейся архиерейским служением, крестный ход направлялся к Кутузовской избе, где в деревушке Фили в доме прихожанина храма Михаила Фролова и проходил судьбоносный военный совет.
Богадельня при церкви, построенная на средства П.Г.Шелапутина
Богадельня при церкви,
построенная на средства
П.Г.Шелапутина

В 1854 г. по решению нового владельца — Эммануила Дмитриевича Нарышкина (ум. 1902) деревню Фили перенесли ближе к селу Покровскому, жителей её поселили вдоль речки Фильки — то ли ради близости к водоёму, то ли из-за бесконечных споров с ямщиками Дорогомиловской слободы по поводу выгонных земель. На прежнем месте осталась только изба Фроловых как свидетель исторических событий 1812 г. Помещения этого дома были отремонтированы, двор окружён рвом и земляным валом, а в избе поселился солдат-инвалид, выполнявший обязанности сторожа. При пожаре, вспыхнувшем спустя полвека, удалось спасти только икону архистратига Михаила и скамью, на которой сидел Кутузов. Во вновь отстроенной избе поселились отставные солдаты Псковского пехотного полка. Изба стала для них богадельней, а для посетителей — музеем воинской славы.

Одолев в начале XIX в. внешнего врага, Россия приступила в царствование Александра II к преодолению противоречий внутренней жизни. В стране сложилось всеобщее — от двора до либеральных кругов — сознание необходимости отказа от крепостного рабства и необходимости реформ, изменению общественных отношений в целом и развитию всех отраслей производства. Как следствие, прибрежная полоса Филей постепенно осваивалась промышленниками. Так, с середины XIX в. здесь уже дымили два химических завода: П.Ф.Гладилина (66 рабочих) и М.Ф.Жеребина (25) и ткацкая мануфактура В.П.Цинтера, на которых работало всего 107 человек. В силу этого число прихожан увеличилось к 1852 г. до 693 человек. В 1879 г. купец 2-й гильдии С.Д.Кузьмичёв построил здесь красильную фабрику. Она размещалась на 5 десятинах земли и состояла из двухэтажного деревянного здания с производственными пристройками набойного, складильного, разборного, стригального, красильного, слесарного, кузнечного и сушильного производства. При фабрике работала каменная котельня с четырьмя паровыми машинами. Ежедневно изготовлялось 300 кусков ткани, а годовая стоимость продукции достигала 580 тыс. руб. В 1916 г. красильно-набивная фабрика при деревне Фили принадлежала А.Ю.Эфрос и работало на ней 380 человек. Рядом была расположена бумагопрядильная и отбельная фабрика Е.П.Щербачёвой, основанная в 1859 г. Земля под неё была арендована у церкви Покрова в Филях в количестве 3,5 десятин. Близость к Москве и расположение в излучине реки с прекрасным ландшафтом привлекало в село Покровское-Фили немало дачников, им ежегодно сдавали дома, получая по сто и более рублей дохода. Крестьяне в деревне Фили занимались извозом, подсобной работой, брали краткосрочные билеты в общине и уходили на заработки в другие места. В Филях появился трактир, чайная и три овощные лавки. В 1870 г. через Фили прошла Московско-Брестская железная дорога, и около села Покровского появилась железнодорожная станция. В столицу стали ездить на работу и для продажи садового и овощного урожая.
Престольный праздник в Филях. Крестный ход. Фото начала XX в.
Престольный праздник в Филях.
Крестный ход.

Фото начала XX в.

Уже упоминавшийся Эммануил Нарышкин оказался последним помещиком в Покровском-Фили — в 1868 г. он продал господский дом с хозяйственными постройками и садом за 98 тыс. руб. потомственному гражданину П.Г.Шелапутину, а часть земли уступил в вечное владение бывшим у него управляющим Гурьеву, Бранову и Гундареву.

Шелапутины происходили из покровских купцов, переехавших в Москву в конце XVIII в. и торговавших в «светошном» ряду. В 1880 г. потомственный почётный гражданин Павел Шелапутин становится старостой храма. Ему в то время было всего 30 лет. За последующие 34 года, т.е. до самой кончины, он оставался в этой должности, проявляя неустанную заботу о сохранении церковного имущества и святынь, об обеспечении службы и потребностей духовенства, о нуждающихся и недужных. В 1880 г. им были куплены четыре дома для причта. Спустя год на церковной земле им был выстроен двухэтажный дом и в нём открыт приют для больных девочек, на содержание которых Шелапутин положил капитал в 10 тыс. руб., в 1884 г. им пожертвованы для устройства богадельни каменный двухэтажный дом и в пользу церкви 492 кв. сажени земли. Ещё раньше, в 1873 г., Шелапутин учредил в своём имении бесплатную амбулаторную лечебницу, принявшую только за 1911 г. 1 537 мужчин и 2 548 женщин. Располагалась она на месте современной поликлиники на углу Большой Филёвской улицы и Физкультурного проезда.

Благотворительная деятельность Павла Григорьевича Шелапутина простиралась далеко за пределы Филей. Когда в конце XIX столетия на Девичьем поле в Москве началось строительство университетского городка, Шелапутин одним из первых принялся создавать на свои средства уникальные по тем временам учреждения: гинекологический институт, названный в честь его матери Александры, Шелапутинские гимназию, педагогический институт, реальное училище, женское ремесленное училище. Все эти здания существуют и используются по сей день. Он также принимал активное участие в создании Музея изящных искусств имени Александра III в Москве, пожертвовав значительную сумму на его строительство и сооружение зала скульптуры эпохи эллинизма — слепков с шедевров позднегреческой скульптуры, сделанных в музеях Ватикана, Греции, Рима, Лондона, Берлина. За свою деятельность Павел Шелапутин получил потомственное дворянство, звание действительного статского советника и несколько орденов.

Настоятелем храма в этот период становится священник Виктор Петрович Гурьев. За 34 года (с марта 1876 г. до 1910 г.) его служения за усердную пастырскую деятельность и благоустройство храма о. Виктор Гурьев последовательно награждается набедренником, фиолетовой скуфьёй, бархатной фиолетовой камилавкой, наперсным крестом, саном протоиерея (перечислены награды, которыми последовательно награждаются священники и в наши дни. — Ред.), а также орденом Св. Анны III и II степени. Своеобразным памятником его пастырской деятельности является «Пролог в поучениях» — составленный им годовой круг кратких проповедей, произнесённых в храме и изданных в 1888 г. В 1893 г. он составил и издал «Историко-статистическое описание Московского уезда Покровской, села Покровского, на Филях, церкви», приуроченное к 200-летнему юбилею построения и освящения храма.

П.Г.Шелапутин, староста церкви с 1880 г. по 1913 г.
П.Г.Шелапутин,

староста церкви
с 1880 г. по 1913 г.

Как известно, в 1917 г. в России произошла историческая и духовная катастрофа, последствия которой не преодолены и поныне. Не осознаны до конца и её глубинные причины. По мнению архиепископа-новомученика Илариона (Троицкого), основной причиной болезненного состояния предреволюционного общества явилось то, что «вера Христова перестала быть жизнью», вера стала уходить из жизни людей. Следствием стали известные события, коснувшиеся как жизни каждого человека, церковного прихода-общины, так и страны в целом. Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» не просто отрывал жизнь Церкви от жизни государства, он имел целью свести бытие Церкви к исполнению обрядов, а жизнь приходов — к молитвенным собраниям граждан. Не случайно Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. через два дня назвал этот декрет «злостным покушением на весь строй жизни Православной Церкви и актом открытого против неё гонения». Местной власти предоставлялось право принимать любые меры по усмотрению ею «посягательств» на права советских граждан при исполнении религиозных обрядов. Иными словами, церковные общины предоставлялись произволу советских властей. Как это отразилось на жизни прихода, видно из клировой ведомости храма Покрова в Филях за 1918 г.: «Капитал в количестве 72 272 рублей, положенный в Московскую контору Государственного банка, по декрету аннулирован, и проценты за 1918 г. причт не получил. С церковной причтовой земли в количестве 11 дес. 1780 кв. сажен причт арендной суммы не получает, так как в силу того же Декрета землёю владеют крестьяне деревни Шелепиха. Содержание причта недостаточное».

Поскольку наступление на Церковь как институт общественной жизни велось последовательно и целенаправленно, то издавались указы, инструкции, распоряжения новой власти, призванные придать ей легитимность. Так, в инструкции Народного Комиссариата Юстиции от 24 августа 1918 г. «Об имуществах, предназначенных для совершения религиозных обрядов» говорилось, что «Местный совет рабочих и крестьянских депутатов обязывает представителей бывших ведомств или лиц соответствующего исповедания представить в трёх экземплярах опись имущества, специально предназначенного для богослужебных и обрядовых целей». Эта работа была нацелена на выявление художественно и коммерчески значимых предметов. Примерно в 1921—1922 гг. в Филях сотрудниками Комиссии по приёмке церковного имущества при Наркомпросе была составлена ещё одна опись историко-художественного имущества храма. Она гораздо меньше по объёму, чем предыдущая, в ней отмечены предметы, представлявшие особый интерес.

Как известно, основанием для изъятия церковных ценностей послужил невиданный голод, поразивший к началу зимы 1921 г. огромные территории России с населением в 23 млн человек. Число голодающих могло увеличиться вдвое. Ещё летом патриарх Тихон обратился к российской пастве с призывом «на подвиг братской самоотверженной любви». Он благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. К февралю 1922 г. Церковь собрала около 9 млн руб., не считая изделий из драгоценных металлов, золотых монет и продовольственной помощи, намереваясь распределить всё это через епархиальные организации. Однако советское государство отвергло участие Церкви и использовало сбор ценностей для её ограбления и разгрома.

Староста церкви М.И.Ястребов. Арестован в 1937 г. Расстрелян на Бутовском полигоне


О. Алексий Глаголев. Арестован в 1937 г. Расстрелян на Бутовском полигоне
Староста церкви М.И.Ястребов.
Арестован в 1937 г. Расстрелян
на Бутовском полигоне

О. Алексий Глаголев.
Арестован в 1937 г.
Расстрелян на Бутовском полигоне

В Филях изъятие пришлось на начало мая 1922 г., в пятницу недели жен-мироносиц. Всего для передачи в Гохран было изъято 63 наименования изделий из серебра в количестве 145 единиц — 31 риза с икон в обоих алтарях, водосвятная чаша, кресты, 28 лампад и 6 висячих подсвечников. А всего изъято серебряных предметов весом 12 пудов 173/4 фунта 10 золотников. Известно, что из храма Рождества Св. Иоанна Предтечи на Пресне было изъято святынь из серебра 8 пудов, из храма Василия Блаженного — более 24, из Храма Христа Спасителя — около 34 пудов.

Что стало со святынями храма, неизвестно. Главмузеем руководила тогда Н.Троцкая, жена и соратница красного «бонапарта», главного палача и разорителя Церкви. Организаторы стремились получить наибольшую выгоду. Часть изъятых предметов была продана за границу. В настоящее время документально установлено, что собранные средства на помощь голодающим не пошли. Полученные от продажи суммы были потрачены на проведение самой кампании по изъятию: агитацию, техническое обеспечение, карательные операции. Значительная доля ценностей пошла на увеличение зарплаты, различного рода довольствия сотрудников партийного и советского аппарата; 5% от реализованных сумм за изъятые ценности поступило в Реввоенсовет на усиление обороны.

В 1924 г. Покровский храм в Филях находился в списке церквей, взятых на учёт и под охрану Отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса, при том что фактическая охрана лежала на общине верующих; в 1925-м храм находился на учёте Отдела полностью. Наряду с «культурным освоением» древнерусского наследия происходило административное закрепление бесправного положения общины верующих. При этом, согласно принятым обязательствам, община «обязалась из своих средств производить расходы по содержанию здания культа, т.е. ремонт, отопление, страхование, охрану, оплату государственного и местного налогов».

Храм в 1940-е гг.


Вид с запада
Храм в 1940-е гг.

Вид с запада

О жизни прихода и духовенства храма начиная с середины 1920-х гг. документальных свидетельств почти нет. В последний раз настоятель храма протоиерей Александр Левитский упоминается в 1923 г., в 1925-м обязанности настоятеля, по всей видимости, выполняет о. Алексий Недумов. Известно, что священство в 1918 г. он избрал сознательно. О. Алексий дважды приговаривался к лагерям и скончался в Воркутинском лагере в 1940 г.
Вид нижней церкви в 1967 г.
Вид нижней церкви в 1967 г.

В 1929 г. советский террор распространился вширь и вглубь. В начале «года великого перелома» на места была направлена директива, в которой религиозные организации были названы единственно легально действующей контрреволюционной силой. Тем самым фактически была дана команда к наступлению на веру. В филёвской округе первой жертвой стал храм в честь архангела Михаила при «Кутузовской избе». Его закрытия и преобразования в столовую потребовали рабочие близлежащей фабрики «Москватоль». В 1931—1932 гг. рабочие завода № 22 дали наказ новому составу завкома «ускорить закрытие Филёвской церкви и передачу её под культурное учреждение». Снос церкви обосновывался необходимостью строительства на этом месте универмага. Однако дело затянулось. А после заседания сектора науки Наркомпроса с участием архитекторов и реставраторов Д.Сухова, П.Барановского, Б.Засыпкина, Л.Лещинского и вовсе было прекращено, поскольку «здание церкви Покрова в Филях как по своему внешнему облику, так и по внутреннему убранству является исключительным памятником XVII в. историко-архитектурного значения высшей категории, дающим начало циклу архитектурных сооружений так называемого “нарышкинского” барокко, подлежащим безусловному сохранению». На этом основании 5 февраля 1932 г. ходатайство завода о сносе церкви было отклонено. Затем по замыслу заводского начальства в нижнем храме предполагалось устроить аудиторию клуба-школы на 800 человек с вестибюлем и гардеробом; в притворах разместить буфет, кружковые комнаты и уборную; в верхнем храме оборудовать комнату отдыха с читальней, срубить старую штукатурку, устроить лестницы, канализацию и туалет. Осенью 1932 г. было задумано, «учитывая острую нужду организации завода № 22 в помещениях под культурные цели и согласие Главнауки, церковь “Покрова” передать для организации антирелигиозного музея и дома учёбы». Однако в январе 1933-го выходит Постановление Президиума Исполкома Моссовета, во многом определившее дальнейшую судьбу храма. В частности, этим Постановлением предписывалось организацию музея и общее методологическое руководство возложить на Исторический музей, а все проекты переоборудования церкви согласовывать с Главнаукой и Архитектурно-Планировочным Управлением Моссовета.
Молебен у стен храма в 1992 г.
Молебен у стен храма в 1992 г.

Летом 1933 г. для наилучшего сохранения здания было решено его вернуть в руки наилучших пользователей — общины верующих, однако радость была недолгой. 20 августа 1937 г. настоятель храма о. Алексий Глаголев вместе с церковным старостой М.И.Ястребовым по обвинению НКВД в «руководстве контрреволюционной церковно-монархической группой» был арестован. По этому делу проходила ещё и схимонахиня Александра (Мария Афанасьевна Червякова), арестованная спустя несколько дней. В октябре 1937 г. их расстреляли на печально известном Бутовском полигоне НКВД, где покоятся тела свыше тысячи верующих, пострадавших за Христа.

Непосредственным поводом для закрытия церкви послужило начало войны и опасение иметь в златоглавом храме ориентир для бомбёжек авиационного завода, расположенного неподалёку. Потому в первые же дни войны в целях маскировки были сняты все пять глав, а над колокольней разобран даже барабан. В колокольнице памятника устроили пост противопожарной и противовоздушной обороны. В нижнем храме во время войны был устроен медицинский пункт скорой помощи, а верхний использовался под склад Дома народного творчества имени Н.К.Крупской, где хранились литература, декорации, художественные поделки и инвентарь. Последнее богослужение в храме состоялось в субботу 12 июля 1941 г., а уже во вторник, 15 июля, в Филях работала комиссия специалистов из ведущих музеев Москвы: Исторического, Центрального антирелигиозного музея, Государственной Третьяковской галереи и из Комитета по охране памятников. Отметив «выдающееся значение для истории древнерусской культуры и искусства, а также сохранность архитектуры и внутреннего убранства», комиссия посчитала необходимым сохранить памятник в нетронутом виде (XVII в.) и превратить его в историко-художественный музей.

Вид поруганного храма, «мерзость запустения... на месте святом», потребность в литургической жизни побуждала прихожан церкви вновь и вновь обращаться к властям с просьбой о возвращении им храма. Между тем в 1950-е гг. власти принялись за восстановление памятника архитектуры.
Первое богослужение на Пасху 2000 г.
Первое богослужение
на Пасху 2000 г.

В конце 1954 г. здание церкви было передано Академии архитектуры СССР. Фасады были отремонтированы в 1955—1964 гг., при этом нижний храм продолжал использоваться под склад бумаги институтом «Роспроект» Госстроя РСФСР. После реставрации встал вопрос о дальнейшем использовании здания. Здесь-то и была осуществлена рекомендация историков искусства, данная летом 1941 г.: решением Исполкома Моссовета от 30 апреля 1971 г. № 18/7 в Филях был организован филиал Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Музей работал пять месяцев в году — с мая по октябрь. Основным объектом показа была верхняя церковь. После установления электрообогревателей и завершения реставрационных работ в конце 1980-х гг. нижнюю церковь стали использовать круглый год для проведения лекций, концертов и выставок; алтарь функционировал как подсобное помещение и фондохранилище.

С середины 1980-х гг. началось возрождение московских приходов. 24 июля 1991 г. Президиум Моссовета принял решение о передаче московских храмов и монастырей в пользование религиозным организациям, а уже 19 ноября Управление юстиции Исполкома Моссовета зарегистрировало Устав религиозного объединения прихода храма Покрова в Филях Московской епархии Русской Православной Церкви. Это было фактом признания возрождения Покровского прихода и разрешением его уставной деятельности.

В результате неоднократных обращений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Правительствам Москвы и России, после трёхлетнего служения верующими субботних молебнов Божией Матери у стен храма, 30 апреля 2000 г., на Пасху, в Покровском храме была совершена первая за шестьдесят лет Божественная литургия.

Елена ЕРМИЧЁВА
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Понедельник 04 Мая 2009 1:30    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

До 1961 года границей Москвы являлась Окружная ж/д, но были анклавы в роде Ленинского проспекта, которые подчинялись Моссовету (но формально к Москве не относились). В 1961 году Хрущев перенес границу на вновь построенную МКАД. Тогда и Фили вошли в Москву.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
Danushka



Сообщения: 1
06.07.2009
Москва, Фили

СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Июля 2009 18:20    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фили (до нынешней Минской улицы) входили в состав Москвы еще до войны. А вот Мазило вошло в состав Москвы уже в 1961 году.

Ниже карта Москвы 1940 года с указанием границы города:

  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vietmort
гость





СообщениеДобавлено: Понедельник 07 Марта 2011 18:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Доброго времени суток всем.
Хотела поинтересоватьс, я нет ли каких-либо старых карт данной местности. Дело в том, что меня интересует история территории нынешнего завода Фили-кровля, а все карты Москвы в таком масштабе, что там не понятно что происходит. Хотелось бы вообще узнать хоть что-то кроме того, что в 1916 году там был красильный завод. Информации не нашла пока нигде. Если кто-то может, помогите пожалуйста.
 
ответить
Ваше сообщение:

смайлики
расширенная форма
Ваше имя:
Код подтверждения: *
Вы вошли, как незарегистрированный пользователь, поэтому необходимо ввести еще и этот проверочный код:

 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

Перейти:  





 ГЛАВНАЯ · НОВОСТИ · ФОТО · КАМЕРЫ · ГИД · КАРТЫ · АДРЕСА · ИНФО · ФОРУМ