Москва | Форум | Памятники | История: Кутузовский проспект: Триумфальная арка (ворота)
MosDay.ru - Московский День
 MosDay.ru:  Новости · Фото · Камеры · Гид · Карты · Инфо · Форум 
 МОСКВА / ФОРУМ / ПАМЯТНИКИ РегистрацияРегистрация   ВходВход 



 Новости

 Фотографии

 Web-камеры

 Справочник

 Карты

 Адреса

 Информация

 Форум

FAQпомошь
Поискпоиск
Пользователиучастники
Группыгруппы
Регистрациярегистрация
Вход для зарегистрированных пользователейвход

День памятников
 скоро 







История: Кутузовский проспект: Триумфальная арка (ворота)

посмотреть фотографии

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы -> Памятники
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Alexey Slizkov
администратор


Сообщения: 3603
01.01.2001
Москва

СообщениеДобавлено: Четверг 21 Января 2010 15:22    Заголовок сообщения: История: Кутузовский проспект: Триумфальная арка (ворота) Ответить с цитатой

Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

Триумфальная арка Триумфальная арка Триумфальная арка

Триумфальные ворота (Триумфальная арка) в Москве были сооружены в 1829-1834 годах по проекту архитектора О.И.Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на Кутузовском проспекте (площадь Победы) поблизости с Поклонной горой.

Первая деревянная арка была сооружена в 1814 году на площади Тверской заставы для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками.
    Стоит отметить, что и раньше (с 1721 года) в Москве на Триумфальной площади по случаю различных знаменательных событий воздвигались различные триумфальные арки и ворота [пример]. Кстати, после сооружения Триумфальных ворот на площади Тверской заставы, Триумфальная площадь стала называться площадью Старых Триумфальных Ворот. Также на территории бывших подмосковных усадеб, ныне вошедших в состав Москвы, тоже бывали различные триумфальные ворота [пример]. Кое-что сохранилось и по сей день.
Триумфальные ворота на площади Тверской заставы Потом в 1829-1834 годах на ее месте появилась уже кирпично-каменная.
Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна.
Надпись на арке была утверждена Николаем I, она гласит:
"Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826".
С одной стороны арки надпись была сделана на русском языке, а с другой на латинском. После реконструкции надпись на главном фасаде была изменена. Текст был взят с вмурованной в основании памятника бронзовой закладной доски:
"Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков".

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А.В.Щусева был разработан проект реконструкции площади. Арка была разобрана (3 июля 1936 года трест "Мосразборстрой" приступил к сносу Триумфальной арки на площади Белорусского вокзала), часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано этого не было.

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте В 1966-1968 годах Триумфальная арка была воссоздана на новом месте - на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой "Бородинская битва". Кирпичные сводчатые перекрытия арки были заменены на железобетонные конструкции. Работа по отливке в металле была произведена на Мытищинском заводе по более 150 моделям; по деталям единственной сохранившейся колонны на заводе "Станколит" отлили 12 чугунных колонн (каждая высотой 12 метров и весом 16 тонн). Официальное открытие памятника состоялось 6 ноября 1968 года.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить сайт автора Посетить авторскую страничку ICQ
MosDay.ru



Сообщения: 2740
01.01.2001
Москва

СообщениеДобавлено: Четверг 21 Января 2010 15:55    Заголовок сообщения: Описание: Триумфальная арка (Триумфальные ворота) Ответить с цитатой

Кутузовский проспект: Триумфальная арка (ворота)
посмотреть фотографии
Для данного адреса на сайте введена единая историческая справка:
Триумфальная арка (Триумфальные ворота)
Эта воссозданная железо-бетонная арка стоит на Кутузовском проспекте неподалеку от Поклонной горы с 1968 года. До этого по 1936 год исходная кирпично-каменная арка была на площади Тверской заставы, где в 1829-1834 годах она была построена на месте прежней деревянной, воздвигнутой честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. С 1721 года в Москве на Триумфальной площади по случаю различных знаменательных событий воздвигались и другие различные временные триумфальные арки.
Это краткое описание будет автоматически отображаться под всеми фотографиями, имеющими такой же адрес, и в разделе Адреса Москвы.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить сайт автора
Гость






СообщениеДобавлено: Четверг 21 Января 2010 16:23    Заголовок сообщения: Триумфальные ворота в честь побед российского воинства 1812 Ответить с цитатой

Триумфальные ворота в честь побед российского воинства в 1812, 1813 и 1814
/ "Вехи культуры", ГИВЦ Минкультуры России /

Традицию отмечать крупные победы русского оружия возведением Триумфальных арок на Руси ввел Петр I. Прежде Россия откликалась на значительные исторические события по-иному - строительством храмов и монастырей. А вот в ознаменование победы над Наполеоном в 1814 году уже были поставлены сразу две Триумфальные арки - на Неве и в Москве-матушке. Правда, они были временными, деревянными, и по замыслу императора Николая I решено было заменить их на каменные.

Ответственное это задание было поручено тогдашнему «главному архитектору» Москвы - Осипу Ивановичу Бове, выходцу из Италии. Бове, сам участник войны 1812 года, приобрел большую известность восстановлением после нашествия французов центральной части Москвы. По его проектам, в частности, велась комплексная реконструкция Красной площади.

Первый вариант новой работы забраковал сам же автор. Архитектору не понравилось, что каменная арка была расположена не по оси Тверской-Ямской, ведущей к центру города. Он предложил совместить их по одной оси, создав тем самым просторную площадь у Тверской заставы. Следующий вариант оказался довольно удачным: комплекс внушительных строений изящно и естественно замыкал улицу, образуя парадные въездные ворота Москвы. Помимо монументальных Триумфальных ворот 28-метровой (!) высоты с широким пролетом в некотором удалении от них друг против друга поставили две кордегарии - помещения для караула. Ворота и кордегарии соединили красивыми чугунными решетками, тем самым выделив площадь, замыкавшую 1-ю Тверскую-Ямскую улицу.

Строились Триумфальные ворота медленно. Грунт на месте работ был почти сплошь песчаный. А под песком на относительно небольшой глубине обнаружились ключи. Пришлось в грунт забить три тысячи дубовых свай. Постройка была кирпичной, а на облицовку пошел белый камень, что добывали в селе Татарово Московского уезда. Частично камень брали с облицовки Самотечного канала, протекавшего у Тверской заставы. Канаву эту тогда как раз забрали в трубу, и надобность в облицовке отпала.

Одновременно со строительством ворот и кордегарий благоустраивалась и местность вокруг них: была спланирована новая площадь, сносилась беспорядочная застройка вокруг заставы. «Для симметрии» площадь с обеих сторон ворот застраивалась домами, имеющими одинаковой формы фасады, спроектированные Бове. На благоустройство местности вокруг ворот, расширение Тверской до двадцати метров было затрачено около 65 тыс. рублей. Зато был создан прекрасный городской ансамбль, который положил начало благоустройству обширной территории - до парка Петровского дворца.

Недостаток денежных средств затянул постройку ворот на пять лет. Но в итоге был создан яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России.

Следует подчеркнуть, что Осипу Ивановичу Бове в его работе большую помощь оказали его единомышленники и коллеги - Иван Петрович Витали, сын итальянского скульптора и воспитанник петербургской Академии художеств, и Иван Тимофеевич Тимофеев, ученик Мартоса, даровитый выпускник академии, награжденный всеми ее медалями!

Эти два художника и взялись дружно в 1829 году за выполнение заказов на скульптурные элементы Триумфальной арки. Сегодня трудно сказать, кто из них что конкретно сделал, - важно, что выиграло общее дело.

Скульптуре в создании художественного образа памятника отведена громадная роль. Тема военной победы России нашла отражение буквально во всех элементах Триумфальных ворот. Между каждой из шести пар колонн на высоких постаментах Бове разместил мощные литые фигуры древних воинов. Лица витязей, одетых в пластинчатые доспехи и островерхие шлемы, суровы и выразительны. Простенки над фигурами украшены изящными, полными динамизма рельефами - «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы». Вертикальный строй колонн завершают аллегорические женские фигуры - «Твердость» и «Храбрость». Пышно орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая I.

Прекрасный рисовальщик, Бове сам выполнил рисунки наиболее значительной скульптуры, завершающей арку. Шестерка коней торжественной поступью влечет колесницу, в которой гордо стоит крылатая богиня Славы, осеняющая победителей венком.

Надпись на арке утвердил сам Николай I. Она гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Со стороны города надпись выполнена на русском, а с противоположной - на латинском языках. Этим, равно как и использованием античных форм в самом памятнике, подчеркивалось всемирное значение победы России и возрождения Москвы.

Все чугунные детали отливали в натуральную величину под присмотром Витали на заводе в городе Алексине Тульской губернии. Декоративное литье было тяжелым и громоздким - от 7 до 14 тонн отливка. Пришлось ждать санного пути, чтобы доставить обозом все эти медальоны с гербами, многофигурные рельефы, чугунные доски с изображением военных доспехов.

К сожалению, Осип Иванович Бове умер всего за несколько месяцев до открытия Триумфальных ворот. Заканчивал монумент Михаил Бове, его младший брат, который также был способным архитектором. Он много и продуктивно помогал своему знаменитому брату, руководил другими постройками. Вскоре Михаил стал директором архитектурных работ в Москве и Московской губернии.

Триумфальные ворота были открыты 20 сентября 1834 года.

Перед столетием Бородинского сражения, в 1912 году, городская комиссия обследовала состояние Триумфальных ворот. Их слегка обновили и почистили. В 30-х годах нагрузка на городской транспорт значительно возросла, больше стало автобусных маршрутов, появился и троллейбус, линия которого тоже прошла возле Триумфальных ворот. Первый Генеральный план реконструкции Москвы был утвержден в 1935 году - жить творению великого Осипа Бове осталось менее года.

3 июля 1936 года трест «Мосразборстрой» приступил к сносу Триумфальной арки на площади Белорусского вокзала.

Все работы велись под наблюдением сотрудников Музея Академии архитектуры. На счастье, нашлись энтузиасты - студенты Московского архитектурного института Владимир Горбачев и Евгений Беневоленский, которые буквально днем и ночью, в спешке, заданной жестким графиком окончания работ, вели фиксацию памятника. Приходилось учитывать множество позиций, без которых позже было бы невозможно не только восстановить ворота, но даже представить себе их во всех деталях. Благодаря помощи работников Музея архитектуры, других специалистов удалось составить чертежи всех фасадов, разрезы и планы шести ярусов арки, сделать фотосъемку, заснять это во всех возможных ракурсах. Только когда все обмеры памятника были сделаны, руководитель обмерной группы Н.Н. Соболев смог составить на их основании обстоятельную документацию, позволившую позже возродить Триумфальную арку в ее первозданном виде на Кутузовском проспекте.
 
Гость






СообщениеДобавлено: Четверг 21 Января 2010 16:28    Заголовок сообщения: Московские триумфальные ворота Ответить с цитатой

Московские триумфальные ворота
/ Алексей Дедушкинъ /


А.Арну. Вид Красных ворот в Москве.

Интересно, почему вензели Николая I, хотя строились они при Елизавете Петровне и на более поздних фотографиях - вензели елизаветинские...

С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных и новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия, Первые шествия в Москву устраивались в честь военных побед, но очень скоро ими стали отмечать и другие, рассматривавшиеся как имеющие государственное значение, события. К такого рода праздникам приурочивалось строительство связанных с праздничным ритуалом триумфальных ворот и устройство "огненных потех" - фейерверков.
В 1696 году по случаю взятия Азова - первой крупной победы русской регулярной армии и флота, выросших из потешных полков и флотилий Петра, было организовано первое светское торжество - торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга.


Русский флот под Азовом. Гравюра 18 века.

Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста. Они представляли собой декорацию, вплотную прислоненную к первой проездной арке двухшатрового (в те времена) моста.
Как же выглядели эти первые русские триумфальные ворота? Один из самых основательных и глубоких биографов Петра И.Голиков описывал их следующим образом: «При входе на каменный мост построены были триумфальные ворота, образом древних Римских торжественных ворот, с следующими украшениями: на правой стороне оных на пиедестале статуя Марсова, имеющая в правой руке меч, в левой щит с надписью: Марсовою храбростию; у ног его невольники, татарский Мурза с луком и колчаном, а за ним два Татарина скованные ... На левой стороне статуя Геркулесова на таком же пиедестале, держащая в правой руке обыкновенную его палицу, а в левой ветвь зеленую с надписию Геркулесовою крепостью. У ног его лежал паша Азовский в чалме и два скованные Турка...»


Вид на Большой Каменный мост из Замоскворечья. Гравюра 18 века.

Центральная их часть была украшена следующим образом: "Двуглавый орел под тремя коронами возвышался над фронтоном среди знамен, прапоров, копей и протазанов; над ним нарисованы были пушки, ядра, бомбы и морские суда ... Парящая слава в одной руке держала лавровый венок, в другой масличную ветвь. Под нею была надпись: "достоин делатель мзды своея". В середине ворот висел зеленый венок, от которого спускались две златотканые шпалеры с крупными надписями. На первой было написано: "Возврат с победы царя Константина", на второй - "Победа царя Константина над нечистым царем Максенцием Римским". На своде ворот в трех местах было написано: "Приидох, Видех, Победих" (что, пожалуй, было не очень точно, так как осада Азова продолжалась два года).
В феврале 1697 года, на масленицу, взятие Азова праздновалось в Москве с большим размахом вторично при громадном стечении народа, на этот раз в Красном селе. Воздвигнутые специально к празднику временные сооружения изображали Азов с башнями, воротами и минаретами ("каланчами преизрядными"). В реальном пространстве грандиозной театральной декорации, вернувшиеся из Азова войска воспроизвели штурм, бомбардировку и захват турецкой крепости. Батальное действо дополнил длившийся с полуночи до утра фейерверк, в котором самое деятельное участие принимал сам Петр. Декорация на специально устроенной в Красносельском пруду проруби изображала плывущего на морском коне Нептуна. За ним на ледяной площадке стояли триумфальные ворота с оградой из извергающих огонь ракет. На втором плане высилась огромная триумфальная колонна с надписью на стволе - "виктория" и аллегорическим изображением Победы на пьедестале. По сторонам колонны располагались щиты с изображением орла - символа России, поражавшего ракетами турецкий полумесяц (именно этой машиной и управлял Петр). Здесь же стояли транспаранты с батальными сценами осады Азова русской армией и флотом, триумфальные "столпы" или "трофеи" - обелиски, пирамиды.
Триумфальные ворота (около 11 м высотой и 13 - 15 м шириной) украшали живопись и скульптура, выполненные мастерами Оружейной палаты во главе с Иваном Салтановым. Впервые в декоре арки Петр уподоблялся античным богам и героям. Беспрецедентным для Москвы и для Руси стал сам факт сооружения триумфальной арки, сложившейся как самостоятельный тип здания в Древнем Риме и возрожденной в Новое время для увековечения великих дел, прежде всего военных побед императора. Новым был и повод для всенародного торжества. Новым был факт увековечения и прославления земных дел императора с помощью средств, принятых в языческом Риме и возрожденных в европейских странах.
Наряду с этим уже в первых триумфальных воротах присутствует и получившее широкое распространение в первой половине 18 века уподобление государя христианским святым и включение их в панегирические композиции.
Что же касается триумфальных ворот в честь Азовского взятия, то по сторонам их стояли две увитые зеленью пирамиды, прославлявшие "прехрабрых воев морских" и "полевых". Пирамиды соединялись с воротами огромными живописными картинами с батальными сценами; такие же сцены украшали башню: "на башне сделана оказа Азовского взятия, и пашам парсуна написана живописным писанием".
Торжественные въезды в столицу с сооружением триумфальных ворот и устройством фейерверков превратились в петровское время в обычай. Празднества уcтpаивались часто, охватывали всю столицу, а главное, были первым активно преображавшим ее облик и традиционную символику действом и материальным символом.
В 1702 году в честь одержанной Б.П. Шереметевым под Эрстфером победы на Красной площади была сооружена "триумфальная светлица" и галерея-сени, где Петр давал военному сословию длившийся всю ночь банкет. Закончилось празднество трехчасовым фейерверком.


Вид из Кремля на Никольские триумфальные ворота (1702 - 1736 гг., архитекторы М.И.Чоглоков, М.Ремезов, Х.Конрад, Д.И.Иванов).
Гравюра по рисунку М.И.Махаева.


В том же 1702 году по случаю взятия Ниеншанца состоялось торжественное шествие войск через трое триумфальных ворот. В следующем 1703 году празднества с сооружением четырех ворот для торжественного шествия войск проводились в связи со взятием Ниеншанца, Копорья, завоеванием Ингерманландии и закладкой в устье Невы крепости Санкт-Петербург. Одни ворота примыкали к Воскресенским (Иверским) воротам Китай-города, вторые находились на Никольской улице напротив Заиконоспасского монастыря, третьи - близ Ильинских ворот, четвертые были построены на Мясницкой близ собственного дома А.Д. Меншиковым. Близ Рязанского подворья на великолепном пьедестале под балдахином были поставлены портрет царя Алексея Михайловича и образ Богоматери, на Красной площади - увенчанная государственным флагом высокая башня.
14 декабря 1704 года по случаю взятия Дерпта и Нарвы вновь состоялся торжественный "вход" в столицу, к которому было приурочено cтpоительство уже семи триумфальных ворот, украшенных "изображениями Марса, Геркулеса, Беллерофонта, Нептуна, Юноны, и одновременно - аллегорической Надежды, которая держит лаборум Константина Великого". Следующий "вход с торжеством" в Москву состоялся 19 декабря 1705 года; к нему Петр приказал "прежние триумфальные ворота построить вновь да зделать пирамиду".


Временные Триумфальные ворота. Сооружены в 1709 г. в честь празднования Полтавской победы.
Архитектор И.П.Зарудный. Гравировал А.Ф.Зубов. 1711 г.


С особенной пышностью в 1709 году была отпразднована в Москве победа под Полтавой. К торжеству в древней столице было nocтpoeно восемь триумфальных ворот: у Серпуховских ворот, у Каменного моста, на Красной площади в начале Никольской улицы, на Чистых прудах близ Мясницкой при дворе князя А.Д. Меншикова, на Мясницкой на средства Строгановых, у Рязанского подворья, у Земляного города на месте позднейших Красных ворот. Празднества длились десять дней с 21 декабря 1709 по 1 января 1710 года.


Панорама Москвы. Фрагмент. Триумфальный въезд русских войск в Москву после Полтавской победы. Гравюра А.Ф.Зубова. 1710 г.

В первый день состоялась церемония торжественного въезда Петра в Москву, сопровождавшаяся остановкой у каждых триумфальных ворот. Народное гулянье, начавшееся утром, продолжал ось вечером при свете иллюминационных огней и фейерверка. Десятый день закончился грандиозным фейерверком.
К концу 1700-х гг. сложился маршрут следования праздничных шествий, обычно начинавшихся в Кремле, а после превращения Петербурга в столицу - у Тверской заставы. В состав маршрута обязательно входил Кремль, откуда шествие направлялось в новый центр Москвы - Преображенское. Триумфальные ворота ставились в узловых точках исторически сложившейся структуры Москвы, в местах пересечения главных улиц с крепостными стенами: на Тверской близ ворот Земляного и Белого города, у Никольских ворот Кремля, на Мясницкой близ ворот Белого и Земляного города (нынешняя площадь Красных ворот). Триумфальные ворота, неизменно обновлявшиеся, превратились практически в постоянный элемент городской застройки.
В связи с празднованием петровских побед в Москве закладывались основы новой светской архитектуры, новых градостроительных принципов и новой светской символики столичного города.
Пока существовал обычай сооружения временных триумфальных построек, сохранились преемственность как в архитектуре, так и в месторасположении ворот. Например, последовательно сменявшиеся в 1722, 1724, 1727, 1732, 1742 годах Красные ворота в Москве повторяли друг друга по композиции, содержанию и характеру убранства, хотя возводились по разным поводам.
Церковные "царские" врата и врата триумфальные (тоже "царские" - через них проходил царь) имели нечто сходное не только в названии. Это были врата для "душ праведных". Неслучайно, например, "изменника Якушку", которого рота солдат вела в Азовском шествии, ввели не в триумфальные ворота, а в соседний с ними проем Всехсвятского моста. Перед триумфальными вратами останавливались, выходили из карет, слезали с лошадей, перед ними снимали шляпу и благоговейно выслушивали приветственные речи.
Триумфальные ворота нередко украшались сюжетами и надписями из Священного писания, однако даже в тех воротах, где светская семантика преобладала, встречались символические изображения духовного содержания. Например, на верхней, завершающей центральную часть ворот, живописной картине "Триумфальных врат именитого человека Строганова" хорошо виден пеликан (неясыть), разрывающий клювом свою грудь и кровью своей питающий птенцов, - это один из древнейших метафорических образов Христа, закономерно занимающий самое высокое центральное место. Этот символ был достаточно распространён и в дальнейшем (мы можем увидеть его, например, в архитектурном украшении Воспитательного дома).


Врата триумфальные именитого человека Строганова.

Об определённом сакральном значении ворот свидетельствует и такой факт - после речи Рязанского митрополита Стефана Яворского, произнесенной около врат, воздвигнутых в честь Полтавской победы духовенством, "на искусно сделанных облаках со сводов врат" спустились "несколько отроков, одетых в белое платье, в виде Ангелов крылатых, воспели песнь духовную, приличную торжеству".


Триумфальные ворота к коронации Екатерины II на Тверской улице у Белого города (1763 г., архитектор К.И.Бланк)
Гравюра по рисунку М.И.Махаева.



Триумфальные ворота к коронации Екатерины II на Тверской улице у Земляного вала (1763 г., архитектор К.И.Бланк)
Гравюра по рисунку М.И.Махаева.


Традиция возводить триуифальные ворота в честь побед русского оружия сохранилась вплоть до начала 20 века.


Триумфальная арка у Спасских казарм в честь героев Чемульпо. 1904 год.

До этого мы говорили о временных деревянных воротах. Теперь поговорим о каменных...


Красные ворота


Красные ворота в Москве. Арх. Д.В. Ухтомский. 1753—1757. Гравюра по оригиналу М.И. Махаева. 1765 г.

Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне. В пожаре 1737 года они сгорели. Новые деревянные ворота на этом месте были построены 1742 году. Они предназначались для торжественного въезда Елизаветы Петровны в Москву на коронацию в Кремль. Однако в пожаре 1748 года и эти ворота сгорели.



В 1753-1757 годах Д.В. Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех святителей были снесены.
Красные ворота являли собой достаточно редкий в Москве памятник так называемого елизаветинского барокко.


Гравюра нач.1880-х гг.

Наверху ворот находилась бронзовая статуя Славы, в руках которой пальмовая ветвь и труба. После сноса ворот статуя была передана в Музее истории Москвы.










Красные ворота за год до сноса.


Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне на площади Победы)

Это единственные более или менее сохранившиеся в Москве (в исторических границах) триуифальные ворота (правда, реконструированные и перенесённые на новое место).


Ф.Бенуа. Триумфальные ворота. 1848 г.
Хорошо видны здания кордегардий, стоявших по бокам от Триумфальных ворот.


В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и в 1826 г. было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена архитектору О.И. Бове. Проект представленный мастером являл собой комплекс, состоявший из самой арки и двух кордегардий, размещенных по обеим сторонам Петербургского шоссе. Над скульптурным убранством арки работали скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 г. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет. 20 сентября 1834 г. состоялось официальное открытие этого памятника.




Триумфальные ворота на площади Тверской заставы. Фото 1910-х гг.


Сооружение железнодорожного путепровода у Тверской заставы в 1906 году

У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре.
В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.
При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.
Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте (на площади Победы). Фото 1970-х гг.

6 ноября 1968 г. состоялось официальное открытие памятника.
 
ответить
Ваше сообщение:

смайлики
расширенная форма
Ваше имя:
Код подтверждения: *
Вы вошли, как незарегистрированный пользователь, поэтому необходимо ввести еще и этот проверочный код:

 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы -> Памятники Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

Перейти:  





 ГЛАВНАЯ · НОВОСТИ · ФОТО · КАМЕРЫ · ГИД · КАРТЫ · АДРЕСА · ИНФО · ФОРУМ