Москва | Форум | Улицы | История: Зацепа улица
MosDay.ru - Московский День
 MosDay.ru:  Новости · Фото · Камеры · Гид · Карты · Инфо · Форум 
 МОСКВА / ФОРУМ / УЛИЦЫ РегистрацияРегистрация   ВходВход 



 Новости

 Фотографии

 Web-камеры

 Справочник

 Карты

 Адреса

 Информация

 Форум

FAQпомошь
Поискпоиск
Пользователиучастники
Группыгруппы
Регистрациярегистрация
Вход для зарегистрированных пользователейвход

День памятников
 скоро 







История: Зацепа улица

посмотреть фотографии

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы -> Улицы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
sev
автор фотографий


Сообщения: 2244
11.05.2007
Москва

СообщениеДобавлено: Воскресенье 12 Августа 2007 13:39    Заголовок сообщения: История: Зацепа улица Ответить с цитатой

Улица Зацепа
ЦАО, район Замоскворечье

Зацепа — колоритное старомосковское название, существующее уже три столетия. Название известно
с 18 века. В петровские времена здесь проходила таможенная граница Москвы. Здесь, у бывших Коломенских ворот, существовала таможенная застава для досмотра возов с товарами. Для организации очереди на досмотр подступ к таможне был огражден железной цепью, тянувшейся вдоль Земляного Вала, для того, чтобы не проезжали возы без досмотра (власти следили за тем, чтобы торговцы не провозили в город товары, не оплаченные пошлиной или вовсе не дозволенные, например, спиртные напитки). За нею вскоре появились лавочки, палатки, харчевни и образовалась улица "за цепью" - Зацепа.

Однако единомыслия, по поводу этого названия ученые-топонимисты пока не достигли. По другому толкованию, таможенники в целях обнаружения контрабанды прощупывали возы с сеном длинными заостренными шестами — щупали, иначе говоря, «зацепляли» подозрительные возы (в Замоскворечье особенно удобно было провозить контрабанду в возах с сеном). Так что можно предположить, что название Зацепы происходит от зацепки не внушающих доверия возов.

Так или иначе имя улицы напоминает о существовавшем здесь, на пересечении с нынешней Новокузнецкой улицей, проезде через Земляной вал, возле которого была устроена таможенная застава.

На название улицы часто покушались с попытками переименования, но её внесли в так называемую "Красную книгу" названий и поэтому историческое имя улицы дошло до нас.

За 300 лет улица прошла большой путь от широкой известности до теперешней заброшенности.
В 1736 году вблизи Зацепы расположились переведенные сюда после пожара с Балчуга мясные ряды, а по берегам старицы разместились бойни, сразу же придавшие окрестностям неповторимый запах. По этой причине бойни через несколько лет были отсюда удалены, а мясные ряды переехали поближе к стоявшим на площади овощным, зеленным и мучным лавкам, образовав рынок, один из старейших в Москве. Просуществовал он здесь до 1970 года, в этот год его снесли вместе с несколькими старыми постройками и разбили широкую Ленинскую (ныне Павелецкую) площадь.

В 1898 – 1899 годах между Кожевнической и Коломенской-Ямской (ныне Дубининской) улицами по прежней (высохшей) старице реки Москвы были проведены пути Павелецкой железной дороги,

и на Зацепе появился нынешний Павелецкий вокзал. Вокзал (1898—1899) активизировал строительство в этом районе. Около Павелецкого вокзала стало очень тесно. Сам вокзал спрятался где-то за Зацепским рынком, а люди толклись не только на рынке, но и на самой улице. И все это место в народе тоже звалось "Зацепа".

Павелецкий вокзал, несмотря на то, что в 1982–1987 годах его полностью перестроили, сохранил два первоначальных зала и фрагмент старого фасада. Впрочем, то, что это – чистой воды новодел, не замечают не только приезжие, но и москвичи моложе 30–35 лет. Авторы реконструкции стилизовали свое творение под старину, сделав вокзал похожим на предшественника. А вот фасад, обращенный в сторону железнодорожных путей, полностью современен.

На Зацепе в 1907 году появилось первое в Замоскворечье высшее учебное заведение – Московский коммерческий институт» (ныне – Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова).

В начале 20-го века название улицы было известно почти всем москвичам, она была длинной магистралью, начиналась у Кожевнической улицы, и даже Павелецкий вокзал располагался по адресу улица Зацепа,
дом 1. Справа от вокзала располагались владения 3, 5, 7. На другой стороне улицы дома 2-8, которые позже были снесены, на месте которых сейчас площадь. Здания по ближлежащим 1-му и 2-му Зацепским проездам потихоньку сносились до середины 80-х годов, после чего названия проездов исчезли с карты города сами собой.

Далее начиналась прямая часть улицы Зацепа. В этом месте до 1995 года был съезд машин с Зацепы на Дубининскую улицу, и на ней было оживленное движение, но огромный комплекс "Павелецкая площадь" закрыл улицу, превратив её в маленький тупичок, невидимый с проезжей части. После этого момента те, кто хочет найти Зацепу, не сразу это сделает, так как для этого приходится идти в обход.

На нечетной стороне улицы в 2006 году также снесли два старых особняка.

В итоге сегодня улица по сути начинается с дома 22.
Сохранившееся голубое двухэтажное здание - дом 35 – привлекает внимание очень красивыми лепнинами, ими оформлена и арка. В нем располагаются офисы.

Напротив - жилой дом 32. Построен в 1961 году, имеет 1 подъезд и 9 этажей. Рядом с ним на углу теперь расположена стройплощадка представительства Астаны, ныне заморожена.

Часть улицы от Большого Строченовского переулка до ее конца хоть и длинная, но имеет 3 основные постройки. На левой стороне улицы располагается бывшая церковь при коммерческом женском училище, построенная в 1905 году, на её месте до этого были маленькие владения. Теперь это богоугодное здание без крестов - корпус РЭА имени Плеханова, которое занимает Общественное юридическое бюро при Президенте РФ.

После церкви до 2005 года располагались три корпуса Плехановской Академии советской постройки. Между ними были тихие переулочки, дворы с яблонями, кафе. В один день всего этого не стало. Теперь там строится большой корпус академии с библиотекой. Из-за этой стройки - эта часть улицы превратилась в очень глухой тупик. Такая же судьба, по сути, постигла и саму Зацепу после постройки Павелецкого комплекса. Так что название тупика можно распространить на всю улицу. которая теперь имеет тихий нрав, становясь большой стоянкой в будние дни, где свободно можно ходить по проезжей части. Нечетная сторона улицы сохранила свой исторический облик, в который несомненно внесет коррективы ближайшее десятилетие.
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить авторскую страничку
Моспешеход
автор фотографий


Сообщения: 1433
04.05.2009
Москва, Покровские Ворота

СообщениеДобавлено: Четверг 06 Августа 2009 14:31    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"...таможенники в целях обнаружения контрабанды прощупывали возы с сеном длинными заостренными шестами — щупали" -- вот ровно это же толкование предлагается для названия улицы Щипок (Щупок), что от Зацепы примерно в 1 км. Так где же "щупали"? И там и там?
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить авторскую страничку
sev
автор фотографий


Сообщения: 2244
11.05.2007
Москва

СообщениеДобавлено: Четверг 06 Августа 2009 20:37    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Моспешеход писал(а):
"...таможенники в целях обнаружения контрабанды прощупывали возы с сеном длинными заостренными шестами — щупали" -- вот ровно это же толкование предлагается для названия улицы Щипок (Щупок), что от Зацепы примерно в 1 км. Так где же "щупали"? И там и там?

Ученые-топонимисты по поводу происхождения названия пока не достигли единомыслия.
Доподлинно известно, что все эти улицы - Зацепа, Щипок, Мытная - имеют отношение к таможенной заставе и путям на подступах к ней: когда южные земли вошли в состав Русского государства (17 век), по Серпуховской дороге в Москву ввозили зерно и гнали гурты скота, а в этих местах проходила городская граница и имелась таможня, доступ к ней был огражден железной цепью. Очередь на досмотр возов шла по улице Щипок, на Мытной взималась пошлина (мыт или мыто) за пригнанный в Москву на продажу скот.
Ещё во второй половине XIX века на таможне дежурил сторож со щупом. Он следил, чтобы в Москву не провозили вина, ведь в городе оно стоило дороже, чем в пригороде. Так что щупали, похоже, и там, и там... Smile
  Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить E-mail Посетить авторскую страничку
ответить
Ваше сообщение:

смайлики
расширенная форма
Ваше имя:
Код подтверждения: *
Вы вошли, как незарегистрированный пользователь, поэтому необходимо ввести еще и этот проверочный код:

 
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов MosDay.ru -> История Москвы -> Улицы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

Перейти:  





 ГЛАВНАЯ · НОВОСТИ · ФОТО · КАМЕРЫ · ГИД · КАРТЫ · АДРЕСА · ИНФО · ФОРУМ