БЕСЫ
По одноименному роману Ф.М. Достоевского
Инсценировка - Альбер Камю
Сценическая редакция - Анджей Вайда
Режиссер - Анджей Вайда
Сценография и костюмы - Кристина Захватович
Музыка - Зигмунт Конечны
В ролях: Владислав Ветров, Лера Мотина, Андрей Аверьянов, Сергей Юшкевич, Илья Древнов, Елена Плаксина, Игорь Кваша, Сергей Гармаш, Сергей Гирин / Олег Феоктистов и другие.
Классик мирового кино Анджей Вайда ставил произведения Достоевского в разных странах, мечтая о спектакле на родине автора. Прошло более тридцати лет прежде чем киномэтр осуществил свою мечту, поставив "Бесов" в "Современнике".
Впервые Вайда поставил спектакль по "Бесам" в 1971 году в Кракове. В 1972 году, выпустив в "Современнике" пьесу американского драматурга Дэвида Рэйба "Как брат брату", рассказывающую о вьетнамском синдроме, хотел поставить "Бесов" в этом театре. Но его идею так и не удалось осуществить (министр культуры Е. Фурцева сделала вид, что не слышит кинорежиссера, когда он спросил ее, можно ли поставить "Бесов"). Позже Вайда ставил это произведение Достоевского в Лондоне. Киномэтр считает, что русский классик, как и все великие писатели, опередил свое время и затрагивает в своей книге волнующие нас проблемы. К примеру, вопрос о вседозволенности, поставленный в романе, напрямую связан с поступками террористов.
Режиссер не стал менять время действия (как и в романе Достоевского, группа революционно настроенных молодых людей в конце XIX века создает тайную организацию и мечтает совершить в России революционный переворот), но вместо маленького уездного городка перенес его в условное пространство.
Над сценой нависло темно-серое небо, затянутое тучами. Увидев его, вспоминается пушкинское: "Мчатся тучи, вьются тучи". Сцена, местами заляпанная грязью, пуста, как поле у проселочной дороги. В этом пространстве деловито снуют бесы - люди в черных балахонах с капюшонами, низко надвинутыми на лицо. Они выносят декорации для каждой сцены. Устанавливают их прямо в чистом поле и быстро убирают после окончания эпизода. И каждый раз все дольше остаются на сцене. Манипуляции бесов, будто черта, отделяют один кадр от другого. Кадров много. Поэтому кажется, что смотришь отснятый для фильма материал.
Хромоножка Лебядкина (Елена Плаксина) выглядит то по-детски беззащитной и хрупкой, то сосредоточена и наполнена энергией, будто древняя пророчица или японский самурай. Степан Трофимович Верховенский (Игорь Кваша) получился смешным и одновременно очень трогательным. Зато Ставрогин (Владислав Ветров) лишен загадочного обаяния, о котором упоминает Достоевский.
Спектакль получился захватывающим и очень динамичным. Герои, которые страдают раздвоением личности, и проблемы, связанные с современностью, не помешали Вайде сохранить стремительное развитие сюжета в духе триллера и своеобразный юмор Достоевского.