КОНТРАБАС
По одноименному роману Патрика Зюскинда.
"Играть "Контрабас" на большую аудиторию - колоссальный риск, мой огромный страх, но одновременно интерес и актерский азарт. Я влюблен в эту пьесу, и моя увлеченность заставляет меня преодолевать этот страх" - Константин Райкин.
Пьеса «Контрабас» Патрика Зюскинда, автора нашумевшего романа «Парфюмер», - монолог героя, обращенный в зрительный зал. Рассказ немолодого контрабасиста о своей жизни и неудавшейся любви. Сыграть в таком спектакле – непростая задача для любого актера. Нет ни сюжетных поворотов, ни динамичной интриги, ни остроумных реплик. Но Константин Райкин не боится трудностей.
В «Контрабасе» он работает с Еленой Невежиной, ученицей Петра Фоменко, выстроившей спектакль как трехчастное музыкальное сочинение с двумя главными темами. Первая часть рассказывает о контрабасе, вторая — о неудавшейся любви, в третьей - две темы переплетаются, накладываясь одна на другую. Райкин играет своего героя пожилым человеком. У контрабасиста скованные движения, он ходит, переваливаясь с боку на бок, говорит то с немецким, то с одесским акцентом. Однако эта характерность помогает создать очень интересный образ.
Маленькая фигурка музыканта мечется по пустой сцене «Сатирикона», где в беспорядке разбросаны ящики из-под пива. Он то вступает в диалог со зрителями, то обрывает себя на полуслове, то нервно прихлебывает пиво из бутылки. В пустом пространстве звучат обрывки сочинений композиторов разных времен, словно навязчивые идеи горячечного бреда. Зрителей захватывает водоворот мыслей, мучающих контрабасиста. Музыкант не может спокойно говорить о своем инструменте. Кажется, будто его и контрабас связывает страстный роман, где борются между собой противоположные чувства: любовь и ненависть.
Контрабас занимает пространство комнаты и мысли героя. И, даже рассказывая о певице, в которую тайно и несчастливо влюблен, музыкант прижимает к себе инструмент, обнимая его деревянный корпус, будто фигуру возлюбленной. Мы так и не узнаем, найдет ли герой ответ хотя бы на один из внутренних вопросов. Нить рассказа обрывается. Герой спешит на репетицию, поднимаясь наверх по лестнице, уходя в реальный мир из темного пространства одолевающих его мыслей.