|
|
Самоубийца
Организатор: Театр на Юго-Западе
Категория: Театры / Спектакли / Драматургия / Комедия
НИКОЛАЙ ЭРДМАН САТИРИЧЕСКИЙ ГРОТЕСК в 2-х действиях
Постановка и сценография – Валерий БЕЛЯКОВИЧ Звуковое оформление - Анатолий ЛОПУХОВ Световое оформление - Вячеслав КЛИМОВ Художник по костюмам - Ирина БОЧОРИШВИЛИ Спектакль о героях, которые мечтают о скромном, непритязательном счастье, но не могут вырваться из плена абсурдных будничных обстоятельств, трагифарс, окрашенный то невеселой иронией, то травмирующей жестокостью, – вот что их роднит. "Самоубийца" - знаменитая комедия из времен НЭПа с хрестоматийно непростой судьбой, таланту автора которой обязаны появлением на свет легендарные фильмы "Веселые ребята" и "Волга-Волга".
Действующие лица и исполнители:
ПОДСЕКАЛЬНИКОВ СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ – з.а. России Александр ГОРШКОВ МАРИЯ ЛУКЬЯНОВНА, его жена - Жанна ЧИРВА СЕРАФИМА ИЛЬИНИЧНА, его теща - з.а. России Ирина БОЧОРИШВИЛИ КАЛАБУШКИН АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ - з.а. России Алексей ВАНИН ПЕРЕСВЕТОВА МАРГАРИТА ИВАНОВНА - Нина ПЕРСИЯНИНОВА ГРАНД-СКУБИК АРИСТАРХ ДОМИНИКОВИЧ - н.а. России Валерий АФАНАСЬЕВ ЕГОРУШКА - Михаил БЕЛЯКОВИЧ ПУГАЧЕВ НИКИФОР АРСЕНТЬЕВИЧ, торговец - Константин КУРОЧКИН ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ, писатель - з.а. России Виктор БОРИСОВ ОТЕЦ ЕЛПИДИЙ, священик - з.а. России Сергей БЕЛЯКОВИЧ КЛЕОПАТРА МАКСИМОВНА - з.а. России Галина ГАЛКИНА РАИСА ФИЛИППОВНА - Ирина СУШИНА Родственник из провинции - Антон БЕЛОВ Цыганский ансамбль. Михаил КОРОТКОВ (руководитель ансамбля, гитара) Александр ШАТОХИН з.а. России Карина ДЫМОНТ Олег АНИЩЕНКО (гитара) Максим ШАХЕТ Анастасия ГОЛЫШКИНА (скрипка) Антон БЕЛОВ Алексей МАТОШИН
Николай Робертович Эрдман (1900 – 1970) – русский драматург, продолжатель традиций Н. В. Гоголя и А. В. Сухово-Кобылина - стоял у истоков создания Театра сатиры. В своих пьесах “Мандат” (1925), “Самоубийца” (опубликована в 1987 г.) в гротескно-сатирической манере изображал индивидуализм, воинствующее хамство. Триумф “Мандата” в 1925 году в постановке Вс. Мейерхольда послужил рождению новой театральной звезды – Эраста Гарина, но не привел к публикации пьесы. После запрещения “Самоубийцы” как к постановке, так и к печати Н. Эрдмана то арестовывали, то ссылали, то освобождали. Имя его изымалось из титров кинофильмов, поставленных по его сценариям, а многие из них вошли в золотой фонд советского искусства, были отмечены Государственными премиями: “Веселые ребята”, “Актриса”, “Смелые люди”, “Здравствуй, Москва!” и другие.
В 30-е годы прошлого века на пьесу Николая Эрдмана “Самоубийца” Мейерхольд объявлял “соцсоревнование” трем знаменитым московским театрам: МХАТу, театру имени Вахтангова и ГосТИМу. Но тогда “победителями” стали цензоры, запретившие пьесу.
“Пьеса “Самоубийца” – прежде всего об отношениях власти и человека, о свободе личности, какой бы неприглядной мы эту личность ни находили. Это – бунт “маленького” человека против колоссального механизма подавления, нивелировки, уничтожения животворных возможностей человека. Если вдуматься, выходит, что всякое самоубийство есть организованное, преднамеренное убийство. Существует самоубийца – ищи убийцу или убийц. В эрдмановской пьесе именно такая концепция. Её-то и разгадали Каганович и компания (комиссия, принимавшая в театре Вс. Мейерхольда постановку “Самоубийцы” – прим. редакции). Её-то и испугались. И не могли не отомстить художнику. Запрещением “Самоубийцы” Эрдман был глубоко унижен…" (Е. И. Стрельцова “Великое унижение”).
Впервые текст пьесы был опубликован не на родине драматурга, а в Германии (Западной, разумеется) - в 69-ом году. В том же году премьера спектакля состоялась в шведском городе Гётеборге. В начале семидесятых годов комедия была переведена на немецкий язык и началось её триумфальное шествие по сценам мира. Она была поставлена сначала в Цюрихе, потом в Западном Берлине, Вене, сразу в нескольких театрах ФРГ: Мюнхене, Киле, Франкфурте-на-Майне. Затем пьесу Эрдмана увидели французы, канадцы, американцы. Она стала событием на Бродвее, да и вообще в Соединённых Штатах. Её ставили не только в Нью-Йорке, но и в Вашингтоне, Чикаго, других городах США. А в Англии спектакль показала труппа легендарной «Королевской шекспировской компании».
ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ:
"Самоубийца" - спектакль не просто пронзительный, но возвращающий память к лучшим творениям Валерия Беляковича, поставленным по мировой классике. Здесь занято старшее поколение юго-западных артистов, и играют они словно "на разрыв аорты" - о каждом можно было бы писать отдельно, с такой точностью и тонкостью при всей заданной карнавальности вырисовывают они свои характеры! Изумительный текст нашел своих изумительных выразителей…"
"Валерий Белякович нашел для "Самоубийцы" поразительную по силе театральную метафору - на сцене постоянно присутствует цыганский хор, и словно из недр его рождается неуклюжее кружение белых фигур; атрибутика дешевого романтизма как будто из себя выталкивает атрибутику романтизма дутого, пронизанного фальшивыми идеалами и надеждами. Нет ничего истинного, кроме жизни. Жизни, которая идет где-то вне этих маскарадных кругов. Жизни, за которую и цепляются все, не осознавая, что она проходит стороной. Тогда - и сейчас."
"Спектакль о цене человеческой жизни, которая сегодня равна почти ничему. И об ужасе этого ощущения, которое режиссер хочет разделить с нами…"
Н. Старосельская "Дальше жизнь" (газета "Время МН").
"Поданные в супергротесковой манере реалии 20-х годов прошлого века по-прежнему узнаваемы и понимаемы… Режиссер-постановщик Валерий Белякович ставит Эрдмана, заодно воскрешая в сценографии (собственной) конструктивизм Татлина, а в костюмах (художник Ирина Бочоришвили) - манеру Александры Экстер. Плюс скрупулезно донесенный авторский текст - и в результате получилось классическое ретро. Вот так они и жили. Не в "веселом грохоте, огнях и звонах", а как-то в раскорячку, каждый день бесконечно преодолевая проблемы, унижающие человеческое достоинство. И пусть эти люди смешны и нелепы, но они - наши корни, которых не вырвать."
Г. Облезова "Машина времени" (газета "Вечерняя Москва"
Продолжительность спектакля - 3 часа 10 минут.
|
АФИША МОСКВЫ - СОБЫТИЯ С ОПИСАНИЯМИ
|
|
|
|